Солдатова Ольга
Конспект НОД в средней группе «Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
-формировать у детей интерес к народно-прикладному искусству, приобщать к русской народной культуре;
-познакомить детей с историей русской народной куклы - Матрёшки;
-побуждать детей к созданию собственного узора из отдельных элементов, выбирая палитру цветов;
-развивать воображение, чувство цвета, ритма в узоре;
-развивать способность детей видеть и чувствовать красоту в предметах, народного творчества;
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
-помочь детям выразительно передать образ в рисовании;
-упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой;
-вызвать у детей радость от встречи с разными видами Матрёшек.
Предварительная работа.
1. Подбор иллюстративно-демонстрационного материала (фотографии, картины, иллюстрации из книг, знакомство с ним.
2. Беседы о русской деревянной игрушке, русском узоре на костюме (листик, цветок, ягодка).
3. Рисование узора при росписи подноса и коврика.
4. Дидактические игры «От большего - к меньшему», «Собери узор».
5. Подбор музыкального репертуара (слушание песен, частушек). Чтение рассказов, стихотворений, загадок.
Взаимодействие с родителями: участие в составлении коллекции Матрёшек.
Материалы и оборудование: демонстрационная доска, куклы – Матрёшки, картинки Матрёшек, разновидности шаблонов (на выбор) для рисования на каждого ребёнка, краски, кисточки, бумага, салфетки, подставки для кисти, баночки-непроливайки.
Ход занятия:
Звучит музыка «Матрёшки» (Т. Бурцева. ,В. Семерин)
Входит воспитатель в костюме Матрёшки с корзинкой в руках
(в ней куклы-Матрёшки) :
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята!
У меня есть нарядный платочек,
Яркий сарафан в горошек,
Упирается рука в деревянные бока.
- А пришла я к вам не одна, а со своими подружками! Отгадайте кто мы?
-Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрёшки)
- Я вам расскажу, как и откуда появилась Матрёшка?
1 слайд Титульный лист
2-3 слайд: Давным-давно это было. В одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
4 слайд: Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
5 слайд: Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то все ее звали Матрёшкой.
6 слайд: С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
7 слайд: Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. Матрешка – желанная гостья в каждом доме.
-Вот так и появилась русская народная игрушка «Матрёшка».
-Матрёшка игрушка непростая.
Эта игрушка с сюрпризом.
Посмотрите-ка ребята
Чем, Матрёшечка богата?
У матрёшки невелички
Есть весёлые сестрички.
-Дети, посмотрите, каких Матрёшек я вам принесла.
- Вы хотите посмотреть на сестричек-матрёшек? (дети разбирают Матрёшек)
-Сколько в этой матрёшке сестричек? А в этой? Какие они? (ответы детей)
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
- Что у неё на голове? (платочек, косынка)
- На туловище? (сарафан)
- Чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой).
- Иногда на сарафане надет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.
- Вот таких матрёшек украшали художники.
- Они получались какие? (яркие, красивые, весёлые, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).
- Когда узор состоит из ярких цветов, ягод, листьев и он расположен в центре сарафана. Посмотрим, какие бывают узоры на матрёшках, они все разные, каждый художник-мастер выбирает свой узор.
- Дети, а что с этой матрёшкой? Почему она грустит? (ответы детей)
- Она не яркая, у неё сарафан не расписан.
- Дети, надо развеселить Матрёшку, попробуем вместе составить узор на ее сарафане. Вот какие элементы узора есть у меня для украшения сарафана.
(Дети вместе с воспитателем составляют узор из элементов на доске)
-Каким получился наш узор на сарафане у матрёшки? (ответы детей)
- Дети, а у неё есть тоже сестрички-подружки, у них тоже сарафаны не расписаны, вы им поможете? Выбирайте Матрёшку.
Волшебная музыка превращения
- Кручу, верчу, превратить вас хочу.
Хочу превратить вас в художников.
(Дети вертятся)
- Но не забудьте перед работой разогреть свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (идут по полу)
В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)
Воспитатель:
- Украшать Матрёшек можно разными красками, с помощью кисти и тычка.
Воспитатель:
-Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело,
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети работают под русскую народную мелодию «Матрёшечки»
Воспитатель:
Педагог подходит, подсказывает, помогает, что можно добавить.
Работы детей готовы и отправляются на выставку.
Воспитатель находит хвалебные слова для оценки каждой работы детей.
Рефлексия.
Воспитатель:
-Дети, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?
- А кем мы были, когда расписывали матрешек?
- Из какого материала изготавливают матрешек?
-У каждого из вас получилась необычная матрёшка, все старались. Молодцы!
Воспитатель :
-Потрудились, теперь и поиграть в игру можно «Превратись в Матрёшку»?
-Представьте, что вы стали Матрёшками, выбирайте себе платочек и вставайте в круг.
Звучит песня «Мы весёлые Матрёшки» (автор Ляйла Ахматуллина) №4
Мы, матрешки,
Вот такие крошки. (Руки на поясе. Приседания с поворотами вправо и влево.)
Посмотрите, вот у нас
Красные сапожки. (Руки на поясе. Движение ногами «ковырялочка».)
Мы, матрешки,
Вот такие крошки. (Руки на поясе. Приседания с поворотами вправо и влево.)
Посмотрите, вот у нас
Розовые щечки. (Растирание щек руками.)
Мы, матрешки,
Вот такие крошки. (Руки на поясе. Приседания с поворотами влево и право.)
Посмотрите, вот у нас
Яркие платочки. (Повороты головы вправо-влево, «взявшись за кончики платочков».)