Лаврентьева Оксана
Конспект НОД по рисованию сюжетному по замыслу «Масленичная неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Масленичная неделя» (продуктивная деятельность)
Вид деятельности: Рисование сюжетное по замыслу.
Тема: Масленичная неделя. Лакомка.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, математика.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по рисованию сюжетному по замыслу „Масленичная неделя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; закреплять умение рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность при выборе изобразительных материалов; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к масленичным забавам; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В. Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице, изготовление «Масленицы».
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись Чайковского «Февраль. Ярмарка».
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», бумага формата A4; гуашь, акварель,кисти разного размера, фломастеры, цветные мелки и карандаши.
Содержание организационной деятельности:
Здравствуй, Небо!
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля!
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
Здравствуйте, гости!
Руки поднять вверх
Руками над головой описать большой круг
Плавно опустить руки на ковер
Описать большой круг над головой
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
.Ребята, я сейчас хочу прочитать для вас стихотворение Бунина. Послушайте:
Чернеет лес, синеет мягче даль, -
Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль,
И пожелтел в лощинах снег наносный.
(И. Бунин)
- О каком месяце говорит Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении?
- К какому времени года он относится?
- А знаете ли вы как по - другому называют этот месяц?
- Давайте послушаем.
Последний месяц зимы - "сечень". Такое название он получил в глубокой древности, так как отсекал год - был последним в семье зимних месяцев. Из - за частых, продувающих насквозь метелей и вьюг, величали в Древней Руси его "ветродуем" и "лютнем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце. Ещё называли февраль "межень" - межа между зимой и весной.
- В феврале зима с весной встретятся впервой.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
-А сейчас я предлагаю отгадать кроссворд и узнать как называется праздник, который возвещает об окончании зимы и начале весны?
(Название праздника спрятано в цветных клеточках.)
Дети загадывают загадки, и отгадки вписывают в пустые клеточки кроссворда.
Итак, первый вопрос по горизонтали: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила». Что это ребята? (Зима).
Второй вопрос по горизонтали: «Место, где торгуют различными товарами. Торгуют весело, с песнями, плясками, играми. Участники веселья скоморохи, петрушки». (Ярмарка).
Третий вопрос: «Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла … (Весна)».
Четвёртый вопрос: «Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (^ Солнце)»
Пятый вопрос по горизонтали: Кукла из соломы, в конце праздника её сжигали. (Чучело)
Шестой вопрос: «И с икрой, и со сметаной – всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – наши солнышки - … (Блины)»
Вопрос седьмой: «Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким: делать стулья и столы, красить двери и полы. А пока сестре Танюшке сам я делаю … (Игрушки)».
Восьмой вопрос: «Может и разбиться, может и свариться, если хочешь, в птицу может превратиться». (Яйцо)
Девятый вопрос: Чувство, которое мы испытываем когда получаем подарки? (Радость)
Прочитайте, какое слово у нас получилось в выделенных клетках.
Дети: Масленица.
Вам знаком такой праздник Масленица? Что вы можете рассказать об этом празднике? (ответы детей) А вы испытываете радость, когда приходит к нам праздник масленица? Что особенно вас радует?
Масленица – это весёлые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы.
В народе Масленицу называют «весёлая», «объедуха», «чистая, широкая Масленица» ,объедалой, блиноедой, круглой, румяной, широкой. Почему масленицу именно так называли? А почему Широкой? (она длится неделю). А сколько дней в неделе? Мы сейчас с вами и поиграем в игру «Живая неделя». (дети делятся на две команды. Первой команде крепятся карточки с цифрами 1-7 на спине. Другой команде крепятся на спине карточки с названиями дней недели. Дети должны определить «Кто они?» и выстроится в ряд)
В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать
В народе говорили: «Не житьё, а масленица!» Посмотрим на календарь масленицы, который мы с вами завели. Попробуем его заполнить дальше
(СВОИМИ РИСУНКАМИ).
Понедельник – встреча
Делали куклу Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её с песнями. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. (рисунки детей)
Вторник – заигрыш
Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.
(рисунки детей)
Среда – лакомка
В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам (маминым мамам).
– Как вы думаете, почему именно блин стал символом масленицы? (Дети высказывают свои предположения, делятся мнениями).
Блин – символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей.
Он был символом весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. И наши предки, древние славяне, особо почитали Ярило – бога солнца. А с масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.
И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
А сейчас, ребята, я предлагаю заполнить следующий лист нашего календаря. Сегодня у нас среда, и называется этот масленичный день – лакомка. Что можно изобразить на ваших рисунках? (ответы детей)
Подумайте, какие материалы вы будете использовать для своих работ.
А музыка поможет вам в вашей работе.
Воспитатель включает запись произведения П. И. Чайковского «Февраль. Ярмарка» из цикла «Времена года»