Светлана Губанова
Конспект НОД «Мал, да удал» по рассказыванию русской народной сказки «Жихарка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Организовать деятельность, направленную на приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство с русскими народными сказками; развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым; способствовать созданию положительного эмоционального настроя.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Мал, да удал“ по рассказыванию русской народной сказки „Жихарка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- Создать условия для эмоционального восприятия и понимания содержания сказки, уметь оценивать поступки героев сказки, объяснить детям смысл народной мудрости «Мал, да удал».
-Развивать образность речи, используя в ней малые формы устного народного фольклора (загадки, потешки, поговорки)
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, игрушка петушка, книга с загадками, иллюстрации к р. н. сказке «Жихарка», деревянная, металлическая и пластмассовая ложки, деревянные ложки по количеству детей, аудиозапись русской народной мелодии.
Ход занятия.
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение? А чтобы оно оставалось таким, давайте свами встанем в круг и улыбнёмся друг другу.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, вы любите сказки?
Дети: да
Воспитатель: Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
- А вы бы хотели, чтобы сказка пришла к нам в гости? Слышите, музыка звучит, уж не сказка ли к нам в гости спешит?
(звучит музыка, за дверью петушок с книгой загадок)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришёл?
Дети: Петушок.
Воспитатель: Петушок пришёл к нам из сказки. Давайте с вами вспомним сказки, в которых встречается петушок?
Дети перечисляют сказки, где есть петушок.
Воспитатель: Вы правильно назвали все сказки. Ребята, а кто из вас знает загадку про петушка?
Воспитатель: Петушку понравилась загадка, и он предлагает вам с ним поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Петушок наш вдруг проснулся (Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся. (Повертеть кистью руки в разные стороны).
Кукарекнул раз, два, три! (Разводить и сводить указательный и большой палец).
Ты сегодня не проспи.
Петушок стоит весь яркий (Ладонь вверх указательный палец опирается на большой).
Гребешок он чистит лапкой. (Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).
Воспитатель. Петушок принёс нам книгу с загадками. Он говорит, если загадки сможете все отгадать, то и в сказку сможете тогда вы попасть.
Попробуем с вами отгадать загадки?
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! Кто это? (показ картинки)
Дети. Лиса
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как лису называют в сказках?
Ответы детей.
Воспитатель. А лиса, какая?
Дети: хитрая, пушистая, рыжая…
Воспитатель: Вот следующая загадка от петушка.
Кто же это, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлычет: «Мур - мур»? (показ картинки)
Дети: кот
Воспитатель: Какие клички бывают у кота?
Ответы детей
Воспитатель. Кто из вас хотел бы рассказать потешку про кота?
Ответы детей
Воспитатель: Хотите поиграть с котом?
Физкультминутка «Котик»
Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по
губам)
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо,
затем другое)
Вытер сухо. (потёрли ушки)
Котик лапкой умывается, (поглаживают
грудь)
К детям в гости собирается.
Воспитатель: Пора загадку отгадать!
Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте
Дети: (ложку) (показ картинки)
Воспитатель: Для чего нам нудны ложки?
Ответы детей
Воспитатель: Какие бывают ложки? Из дерева -, из металла - …., из пластика - …. (если дети затрудняются воспитатель помогает)
Дети: металлическая, пластмассовая, деревянная.
(Воспитатель раздаёт ложки по количеству детей)
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые, расписные ложки, послушайте, как они стучат. Хотите на них поиграть?
Дети: да
Звучит русская народная песня, дети играют на ложках.
Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? (Показывает маленькую деревянную ложку)
Дети: нет
Воспитатель: Тогда я вам расскажу : это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. Про него говорят: «Мал, да удал» давайте вместе проговорим «Мал, да удал».
Дети проговаривают вместе с воспитателем.
Про него так говорят, потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
Дети: да
Воспитатель: садимся на стульчики и внимательно слушаем сказку.
Воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Жихарка» опираясь на показ слайд-шоу.
Воспитатель. Ребята, понравилась вам сказка?
Воспитатель: О ком эта сказка?
Дети: О мальчике, которого звали Жихарка.
Воспитатель: Какой он в сказке? Расскажите о нём.
Дети: Веселый, хитрый, непослушный, маленький.
Воспитатель: Кто жил вместе с Жихаркой в избушке?
Дети: Кот и петух.
Воспитатель: Что делал Жихарка дома?
Дети: Раскладывал ложки, домовничал-работал по дому.
Воспитатель: Как Жихарка приговаривал, когда раскладывал ложки? (Это простая ложка - котова, это простая ложка - Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — эта Жихаркина. Никому её не отдам. по необходимости помогает воспитатель).
Воспитатель: Кто украл Жихарку?
Дети: Лиса украла Жихарку.
Воспитатель: Как лиса это сделала?
Дети: Забрала ложку Жихарки.
Воспитатель: Как Жихарка перехитрил лису?
Дети: Он никак не мог сесть на лопату, упирался ножками и ручками.
Воспитатель. Давайте с вами покажем, как он это делал.
А теперь покажем как лиса села на лопату, свернулась кольцом.
А как плакали петух и кот.
Какое у них было настроение? А когда вернулся Жихарка домой?
Жихарка наш молодец,
Жихарка наш удалец!
Подметёт, наварит щей,
Угостит своих друзей!
Ребята, у нас остались картинки к сказке «Жихарка». Их надо разложить по порядку.
Ну, а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Будет в гости завтра ждать.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с русской народной сказкой «Жихарка» и ее героями, отгадывали загадки, собирали картинки. Ребята, как вы думаете, что могло случиться, если бы Жихарка испугался лисы?
Дети: Лиса бы его съела.
Воспитатель: Верно! Мы сегодня ещё раз убедились, что и маленький человек может быть смелым и отважным. Давайте вспомним, как про таких говорят: «Мал, да удал». Молодцы.
Ребят, кому бы вы хотели рассказать эту сказку ещё раз?
Ответы детей.
Мне понравилось, как вы работали, и были очень активными.