Мария Александрова
Конспект НОД «Лепка рельефная декоративная (изразцы) «Чудо-букет для Емелиной печи»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-разработчик: Александрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: обучающиеся подготовительной группы компенсирующей направленности.
Длительность проведения: 30 минут.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательная, двигательная.
Публикация «Конспект НОД „Лепка рельефная декоративная (изразцы) „Чудо-букет для Емелиной печи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Рельефная, барельефная лепка
- Цветы. Лепка, пластилин
- Темочки
Цель: учить создавать декоративные цветы пластическими средствами.
Педагогический замысел:
• Совершенствовать умение работать в коллективе, выполнять общее дело;
• Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства;
• Совершенствовать технику рельефной лепки;
• Показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов) – сворачивание трубочки (рулона) и разрезание на части;
• Показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов) путем составления из «колбасок» элементов цветов (лепестков и сердцевинки) и разрезания на части;
• Развивать чувство ритма и композиции;
• Воспитывать художественный вкус, вызывать интерес к оформлению интерьера;
• Обогащать словарный запас детей «изразцы», бутон, вазон, букет, гирлянда, ромашка, роза.
• Познакомить с понятием «Изразцы» и историей их возникновения;
• Продолжать формировать умение детей координировать речь с движением, совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Технологии: здоровьесберегающие, проблемно-игровая ситуация (проблемные и творческие ситуации).
Предварительная работа: Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочными элементами декора «Синяя Гжель», «Золотая Хохлома», семёновская матрешка, хохломская ложка, городецкая разделочная доска, иллюстрации «Изразцы», таблица с вариантами цветочных декоративных элементов.
Раздаточный материал: картонные квадраты размером 10*10, 15*15, 20*20 разных цветов, пластилин, стеки, салфетки.
I. Вводная часть
Воспитатель: «Ребята, давайте приготовимся к нашему занятию. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Отлично. Давайте приступим к работе с хорошим настроением:
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая».
II. Основная часть
Воспитатель: «Сегодня мне пришло письмо от Емели. В письме он пишет, что у них в царстве-государстве проходит конкурс под названием «Самая красивая русская печь». Тот, кто лучше всех украсит печь, получит в щедрую награду.
Воспитатель: «Посмотрите вот на эту фотографию (Воспитатель показывает картинку на доске). Это печь Емели. Пока она простая, белая, совсем не украшена. Ребята, а давайте мы поможем Емеле украсить печь (Ответы детей). Для этого отправимся в «путешествие» в мастерскую народных умельцев, сами побываем в роли мастеров и украсим печь изразцами.
Только для начала я расскажу вам, что же такое «изразец». Изготовление изразцов относится к декоративно-прикладному искусству. Изразцы были придуманы и создавались в повседневном быте людей. Они представляли собой керамическую плитку для украшения стен и печей. Изготовление начиналось с того, что плитку делали квадратной формы, затем изразец дважды обжигали в печи, а затем расписывали. Приступая к росписи, мастер придумывал такой узор, который бы подчеркнул красоту формы. На них изображают цветы, букеты, гирлянды, вазоны.
Изразцы похожи на картины. Благодаря квадратной форме их удобно соединять вместе, чтобы покрывать и украшать большие пространства. А изображать на них можно любые узоры, растения, зверей, птиц, людей и даже сказочные существа».
Воспитатель: «Много нового мы узнали. Глазки, ушки наши устали. Давайте отдохнем (дети встают возле стульев).
Физкультминутка:
Ручейки текут с горы, (Ходьба на месте)
Это признаки весны.
Снимем жаркое пальто, (Руки на поясе, повороты туловища)
И пойдем мы без него
Будем птицам
мы махать, (Махи руками над головой)
И домой их зазывать
Распускаются листочки, (Встать на носочки, пошевелить кистями рук)
Появляются цветочки
Дует легкий ветерок (Наклоны туловища в стороны)
И колышет лепесток.
Просыпается медведь, (Ходьба по-медвежьи)
Начинает он реветь
Мы медведя не боимся, (Покружиться)
Очень весело кружимся
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: «Я приготовила картонные квадраты и наметила опорные рисунки на них. Выбирайте, какие вам больше всего нравятся. Давайте наши изразцы мы украсим цветами.» (Дети выбирают заготовки).
Воспитатель объясняет порядок работы.
Воспитатель: «Начинаем лепить. Сначала лепим стебельки: раскатываем жгутики и «колбаски», прикладываем их к фону – «выводим» в букет из одной точки снизу композиции, размещаем просторно, чтобы поместились цветы. К стебелькам прикрепляем листочки – мелкие или крупные, округлые или удлиненные. Стекой путем отщипывания делаем резные листья, концом стеки несильным нажимом рисуем прожилки. И, наконец, принимаемся за главную в букете красоту – цветы. Цветы в букете бывают одинаковые или разные. Лепим их по своему желанию. Это могут быть ромашки, розы, пионы, васильки или какие-нибудь сказочные цветы. Много одинаковых цветов удобно сделать так: раскатать толстый валик и сплющить его в ленту, затем раскатать тонкий жгутик другого цвета и положить на длинный край ленты (с одной стороны, аккуратно, начиная с того края, где жгутик, - получилась трубочка с серединкой другого цвета. Нужно нарезать её, как рулет, на много одинаковых кусочков – это и есть цветы. Прикрепляем их к стебелькам или веточкам.
Чтобы сделать цветы с лепестками, катаем колбаски одинакового размера. Всего нужно скатать 6 (шесть) колбасок одного цвета (можно все шесть разного цвета для сказочных цветов) и для серединки (серединки) одну колбаску другого цвета, лучше всего светлее. Складываем их в цветок. Также нарезаем, как рулет, на много одинаковых кусочков – это наши цветы.
Если это сказочные цветы, то можно сделать стебельки завитками, придумать необычную форму и украсить причудливым узором.
Приступаем к работе».
III. Заключительная часть
По окончании занятия работы детей складываются на отдельный стол. Дети собираются вокруг стола и оценивают свои работы. Выбирается самая красивая работа / самая аккуратная работа / самая необычная работа.
Воспитатель: «Ребята, понравилось ли вам быть народными умельцами? Легко или трудно вам было выполнять эту работу? Интересно ли? (Ответы детей.)
Воспитатель: «А как называются цветы в народной росписи?» (Ответы детей.)
Воспитатель: «Мы сегодня усердно потрудились. У нас получились замечательные изразцы для Емелиной печи. Давайте попробуем сложить наши работы в виде печки. Я думаю, печь у нас получится самая красивая, самая необычная.»
На выставке детских работ оформить выполненные детские работы в форме русской печи.
Список использованной литературы
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): Методическое пособие для реализации парциальной программы «Цветные ладошки». – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 216 с., 14 изд-е, перераб. и доп.
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 640 с.
Образовательный Интернет-проект «Инфоурок». «Оргмомент в стихах для младших классов» https://infourok.ru/orgmoment-v-stihah-dlya-mladshih-klassov-1155399.html
Плакаты «Изразцы», «Гжель», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись».