Наталья
Конспект НОД по ознакомлению детей с ковроделием в старшей группе «Краски Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
ФИО: Шарафутдинова Н. А
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.
Тема занятия: «Краски Сибири»
Возрастная группа : старшая группа (5 – 6 лет).
Цель занятия: Знакомить детей с тюменским народным промыслом – ковроделием, его композиционным построением.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей с ковроделием в старшей группе „Краски Сибири“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Цель ребенка: Учиться составлять орнамент тюменского ковра по образцу.
Задачи:
Обучающая: Продолжать учить резать нитки на маленькие кусочки.
Развивающая: Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего.
Воспитательная: Воспитывать интерес к составлению узора по мотивам народных орнаментов.
Дополнительные: Способствовать развитию диалогической речи.
Игровая: Закрепляют умения соблюдать правила в игре.
Словарная работа: Отработка слов (ворсовый пучок, цветовая палитра, традиционный узор).
Планируемый результат: Ребенок выполняет работу по образцу, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения; старается проявить инициативу и самостоятельность; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми.
Подготовительная работа: Рассматривание изделий с народными узорами, настольные игры «Составь ковер», «Составь узор», рассказывание грузинской народной сказки «Ковер грузинского царя».
Материалы и оборудование: нарезанные нитки разного цвета, плотный многослойный картон, клей ПВА, ножницы, салфетки, тарелочки бумажные, кисточка жесткая, фартуки.
КУМО: ФГОС ДО, программа «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы и др. ; КТП воспитателя,
Ход занятия
Этап совместной деятельности Организация совместной деятельности Методы, приемы Деятельность воспитанников, Планируемый результат
1. Организационный момент (мотивация детей). Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Я вас всех приветствую!
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастериц Тюмени и Тюменской области. Ручное ковроткачество было широко распространено во всех уездах Тобольской губернии с XVIII в. Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд и поэтому ковровый промысел получил название «тюменский».
Ковры использовали для украшения стен, покрытия сундуков и лавок, а также для возков, и в качестве одеяла для путешествий на лошадях в зимнее время. Ямщики в дальних поездках коврами покрывали самих лошадей.
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство.
: Ребята, обратите внимание на эту стену (фотографии с коврами) Сколько интересных фотографий! Это фотографии ковров! (спросить детей что они видят, что нравится, какие цвета используются в ковроделии)
- Сегодня я хочу вам рассказать о труде мастеров ковроткачества. Перед деревянным ткацким станком восседает седая бабушка, ее руки ловко и умело завязывают узелки один за другим, а потом она резким движением обрезает нитку до нужной длины. Один узелок, еще один, и вот уже из отдельных ворсовых пучков складывается рисунок. (демонстрация видео фрагмента о ковроткачестве).
- Художники обогатили цветовую и цветочную палитру коврового полотна, традиционный узор, вплетя в него множество растений: георгины, незабудки, пионы, нарциссы и другие цветы. Мастерицы охотно и с любовью ткали ковры по их эскизам.
- Ребята, как вы думаете, о чем могут рассказать наши ковры? (ответы детей)
-а как вы думаете, для чего же нужны ковры? (для тепла, красоты, уюта и т. д.)
Молодцы. Я думаю, вы сможете стать мастерами по изготовлению ковров. А сейчас давайте поиграем.
Подвижная игра «Подними платок»
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок. Воспитатель объясняет правила игры, играет вместе с детьми.
Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.
Молодцы, вы ловкие и быстрые.
Основной
- а теперь давайте представим, что мы находимся на фабрике. Мы сегодня смастерим красивые ковры для нашей выставки. А теперь слушайте внимательно, ковры мы ткать не будем, а будем выполнять необычным способом. Каждый из вас будет работать над таким ковром, который вам больше нравится. Вам нужно выбрать любой эскиз. Не забывайте, ножницами пользуйтесь осторожно, аккуратно используйте клей, на фабрике должно быть тихо, чтобы вы не мешали друг другу. Пройдите на рабочие места. Воспитатель показывает, как нужно нарезать нитки, составить композицию, приклеить нитки.
Начинают выполнять работу под спокойную музыку: нарезают нитки, составляют композицию, приклеивают.
Заключительная часть.
Рефлексия, анализ.
Кто закончил работу над своим ковром, убирайте свое рабочее место.
«А теперь, ребята, полюбуйтесь, какие красивые, оригинальные ковры у вас получились. Мы поставим их на выставку "Тюменский ковер"
Какой ковер вы смастерили?
Расскажите, какие узоры у вас получились?
Что интересного было в вашей работе?
Какие цвета мы используем для ковров и почему? Похвала, беседа, вопросы Дети убирают свои рабочие места, сравнивают свои работы с образцом