Оксана Дашкова
Конспект НОД. «Как жили москвичи в древности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Как жили москвичи в древности
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная.
Программное содержание: познакомить детей с условиями жизни и бытом москвичей в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили москвичи, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели и как веселились; расширить кругозор детей, развить любознательность, воспитать интерес к истории России.
Публикация «Конспект НОД, „Как жили москвичи в древности“» размещена в разделах
Словарная работа: обогащение словаря детей – лучина, изразцы, топить по-черному, летник, опашень, кафтан (душегрея, кокошник.
Материал: стихи Н. Кончаловской из книги «Наша древняя столица», иллюстрации с постройками древней Москвы, деревянная мебель: столы, скамейки, сундук; посуда деревянная (неокрашенная): бочонок, ложки, миски; металлическая рюмка, стаканчики; изображение одежды: сарафан, рубаха, платки, бусы; музыкальные инструменты: ложки, бубенцы, бубен, дудочка, трещотки; еда: каша гречневая, соленые огурцы, хлеб круглый, свекла, морковь, квас, мед, молоко.
Музыкальное сопровождение: русская народная плясовая мелодия;космическая музыка.
Предварительная работа: беседа о Москве.
I. Организационный момент.
Дети заходят в зал, становятся полукругом (перед ними на мольбертах иллюстрации с домами и другими зданиями старой Москвы).
«Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину».
В-ль: Ребята, на мольберте висит интересная картина (иллюстрация). Я прочту вам стихотворение, и вы поймете, что за город на ней изображен.
«Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!»
В-ль: Правильно, это Москва. Столица России. Проходите и присаживайтесь на стульчики. (Перед нами на мольбертах иллюстрации с домами и другими зданиями старой Москвы).
В-ль: Дети, назовите свою малую Родину?
А какое название село Красноусольский имело раньше? («Богоявленск»)
В-ль: Правильно, молодцы! А в какой республике мы живем? (Башкортостан)
В-ль: А столица Башкортостана? (Уфа)
В-ль: А в какой стране мы живем? (Россия)
А столица России? (г. Москва)
В-ль: Дети, я вас знакомила с башкирским народом, как жили они в древности. А сегодня я вам расскажу о старой Москве. И мы отправимся в путешествие по ней. Закройте глаза. На машине времени мы перенесемся в прошлое.
(Дети закрывают глаза. Фонограмма «РРК-Воскрешение».)
В-ль: Вот мы и прилетели в прошлое.
II. Познавательная деятельность.
1. Рассматривание слайдов современных домов и слайдов древних сооружений москвичей.
В-ль: В каких домах вы живете? (Домах высоких, бетонных, кирпичных, деревянных, с большими окнами.)
В-ль: Как вы думаете, в каких домах москвичи жили раньше? (Деревянных)
Ребенок: «Был похож наш город древний
Не на город, на деревню».
2. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы.
В-ль: Раньше дома были деревянные невысокие, окна – маленькие, в домах было темно.
А как отапливаются ваши дома, ребята? (С помощью газа и дров).
Чем освещаются? (Электричеством)
Как вы думаете, как отапливались дома раньше? (С помощью печей)
В-ль: Отапливались дома печами. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черными от дыма и копоти.
Ребенок: «В этих избах печи были.
Без трубы, не как теперь.
Их по-черному топили,
Дым клубился в окна, в дверь».
В-ль: Богатые люди украшали свои печи изразцами. (Показ слайдов и иллюстраций). Окна в их домах расписывались фигурами зверей и птиц, растительным орнаментом. В бедных домах стекол не было, окно закрывалось дощечками, кусками тряпки, куском кожи. Освещались дома лучинами – деревянными палочками. (Показ слайдов) Поэтому в домах часто случались пожары.
Ребята, чем богатые украшали свои печи? (Изразцами)
Дети, чем освещались дома? И что же происходило часто?
Ребята, мы с вами отправимся в гости в крестьянский дом. (Проходят по залу туда, где стоят накрытые столы, сундук)
Ребенок: «Терем, терем, теремок,
Он затейлив и высок.
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные.
А на крышах петушки –
Золотые гребешки»
В-ль: Какая мебель у вас дома? (диван, стул, стулья, стекла, шкафы и т. п.)
Такая мебель есть сейчас у каждой семьи.
В-ль: А в давние времена в домах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали, сундуки для хранения вещей (сундук считался главной мебелью).
«И стоит, покрыт ковром,
Ларь с хозяйкиным добром».
В-ль: По праздникам на стол стелили скатерть ручной работы. На скамьи стелили половики, их ткали из льна и шерсти.
В-ль: Ребята, где хранится одежда у вас?
А вот раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки.
В-ль: Ребята, а какую одежду вы носите? (джинсы, куртки, юбки, платьице и т. п.)
В-ль: А в те времена носили длинную и широкую одежду. Чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче.
«Вот в какой чудной одежде
Москвичи ходили прежде.
И бояре, и дворяне.
Горожане и крестьяне.
Кто в сорочках и в штанах,
Кто в коротких зипунах.
И такие франты были,
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль на улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве
Надевали шубу, две,
А боярыня, бывало
По три шубы надевала».
(Показ слайдов древней одежды: летник, душегрея, кофта, опашень и совр. одежда)
В-ль: Давайте заглянем в хозяйкин сундук, посмотрим, что же в нем хранится. (Достает сарафан, рубаху, платок пуховый, платок павловский, бусы. Дети одеваются)
«Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли».
В-ль: какая посуда у вас есть дома? (металлическая, стеклянная, хрустальная, фарфоровая и т. д.)
А где она хранится? (в шкафу)
В-ль: (подходим к другим столам) Раньше посуда была простая – деревянная и глиняная, у людей побогаче – расписная.
А у самых богатых была и металлическая, ее покупали у иноземных купцов. Стояла посуда на столе. А самая дорогая – на отдельном столике, накрытом красивой скатертью.
В-ль: Ребята, а что вы любите есть дома, что готовят вам ваши мамы? (суп, салаты, каши, торт, запеканка и т. д.)
В-ль: А в далекие давние времена пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб. Еще росли гречиха, просо, ячмень – из них варили кашу.
У москвичей были огороды, росли овощи – морковь, репа, свекла, капуста, огурцы.
Огурцы, капусту – солили в бочках деревянных.
У кого была корова, тот пил молоко, ел творог, сметану, масло.
В лесу собирали грибы и ягоды.
В реках ловили рыбу. Занимались охотой. Пили квас и мед.
(Дети пробуют все, что есть из продуктов.)
В-ль: Дети, а что вы делаете дома, когда бывают гости? А что делают взрослые? (накрывают на столы, поют, танцуют).
В-ль: Сейчас танцуют современные танцы и слушают магнитофонную музыку, а раньше танцевали русские народные пляски, танцы и пели русские народные песни, колыбели. Играли на народных инструментах.
(Дети переходят на свободное место, рядом на стульях разложены инструменты)
В-ль: Ребята, а вы знаете эти музыкальные инструменты? Что вам из них знакомо? (дудка, трещотка, бубен, ложки). А теперь нам пора немного отдохнуть.
В-ль: Давайте мальчики возьмите музыкальные инструменты и будете играть на них, а девочки возьмут платочки и спляшут, споют хоровод «Во сыром бору тропина».
В-ль: Вот так древние москвичи развлекали себя хороводами. А сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Достань платочек». Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно было, только высоко подпрыгнув. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок. (После игры дети садятся на стульчики)
В-ль: А теперь, ребята, нам пора возвращаться назад домой, в настоящее. Закрываем глаза и садимся поудобнее. (Фонограмма "РРК-Воскрешение")
III. Рефлексия.
В-ль: Дети, вот и закончилось наше путешествие по древней Москве. Вам, думаю, понравилось. Где же мы с вами сегодня были?
В каких домах жили москвичи?
Какую одежду носили?
Какую пищу ели?
Как они веселились?
А как вы думаете, ребята, трудно тогда жилось людям или нет? Правильно.
А как живется нам сейчас?
Что нужно сделать, чтобы жить еще лучше?