Колесник Елизавета Андреевна
Конспект НОД «Извержение вулкана» по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Извержение вулкана»
Цель: Ознакомление с природным явлением – извержением вулкана.
Задачи:
Образовательная: – познакомить детей с причиной извержения вулканов; – обобщить и систематизировать знания, формировать представления о неразрывной связи человека с природой;
Развивающая: – развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; развивать аккуратность, взаимопомощь; – поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Публикация «Конспект НОД „Извержение вулкана“ по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательная: – воспитывать гуманное отношение ко всему живому, – учить правильному поведению в природной среде, – закладывать основы экологической культуры личности.
Материалы и оборудование: видеоролик, глобус, белые халаты, бейджи, ранее изготовленные детьми макеты вулканов,смесь (сода-2ст. л., лимонная кислота-2ст. л., гуашь красного цвета-1ч. л., жидкое мыло-1ст. л., вода-150мл.)
Предварительная работа: изготовление вулканов с детьми. Знакомство с минералами; Исследование камней, проведение опытов с песком, глиной, мелом.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, прошу вас вспомнить предыдущие занятия. О чем мы говорили? Чем занимались? Дети объясняют, что такое вулканы, где их можно встретить, как их можно назвать. Воспитатель: Ответьте на вопрос: знаете ли вы кто такие геологи? Это люди, которые изучают богатства земли. А что за богатства хранит наша планета? Золото и алмазы, нефть и газ, мел, глина и песок, руды и минералы – это и есть богатства нашей планеты. Ребята, как вы думаете, есть ли взаимосвязь между вулканами, о которых мы говорили, и полезными ископаемыми? Да, вы правы! Вулканы называют не только «огнедышащими горами», но и «лифтами» для подъема минералов, полезных ископаемых. Ученые – геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли, но сегодня они могут судить об этом по вулканическим выбросам. Люди, которые занимаются изучением вулканов, называются вулканологами. Вулканологи исследуют характер и поведение огнедышащих гор, и могут предсказать предстоящее извержение, тем самым предотвращая многочисленные жертвы. Мы говорили о происхождении, строении вулканов, читали мифы и легенды об этих «огнедышащих горах». Предлагаю прочитать еще одну сказку о вулкане и его соседке речке.
"Сказка о речке и вулкане" (Алексей Бормашов)
Жил в одной из дальних стран Старый дедушка вулкан. Трубку целый день курил. В небо чёрный дым валил. Рядом речка протекала. Рос за ней зелёный лес, ели, сосны до небес, жило в нём зверей немало. Речка гору огибала, где вулкан в пещере жил и ему она сказала: “Ты всё небо закоптил! Ну, зачем дымить без толку? Так и заболеть недолго. ” Но вулкан не отвечал, речку пеплом посыпал. Как-то утром шум раздался, над горой огонь поднялся, задрожало всё вокруг и вулкан взорвался вдруг. Лава потекла рекой, всё сжигая за собой. Тут деревья закричали: “Что нам делать, мы пропали! Злой огонь всех уничтожит. Кто спасёт нас, кто поможет, где защиты нам искать и кого на помощь звать?” Речку стали все просить, пламя лавы потушить. Речка лесу отвечала: “Я вулкан предупреждала, что бы он бросал курить, нужно старика лечить. Лаву я водой залью и огонь остановлю. ” Лава к речке приближалась, та волною вверх поднялась и на лаву понеслась, тут и схватка началась. Пар поднялся над горой, всё закрыл туман густой, грохот, треск, вода кипит, Лава, как змея, шипит. Скоро стала уставать и на гору отступать. Речка в битве победила, пламя лавы погасила. Лес её благодарит, радостно листвой шумит. Перестал вулкан курить и в пещере мирно спит. Если кто ещё не знает, Всех Минздрав предупреждает: “От куренья вред большой!” Будь здоров, читатель мой.
Воспитатель: А сейчас предлагаю разобраться в причинах извержения вулкана. И пройти в «лабораторию интересных открытий». Скажите, для чего она нужна? (Исследовать, узнавать что-то новое)
Воспитатель: Ребята, перед тем как начать проводить эксперемент, предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и на заранее изготовленных вами в группе макетах пронаблюдаем его извержение. Прошу вас надеть халаты и пройти к лабораторным столам. Итак, в «жерло» вулкана мы насыпаем одну столовую ложку пищевой соды, одну столовую ложку средства для мытья посуды, несколько капель морковного или свекольного сока (можно заменить на пищевой краситель или гуашь красного цвета). А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю уксус. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Дети сами готовят состав лавы по схеме, но уксус добавляет воспитатель. Наблюдаем извержение вулкана.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия? - давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»? - мы наблюдали процесс извержения вулкана. Для того чтобы повторить этот опыт дома для своих родителей, я даю вам схему опыта, состав для опыта, и свой макет вулкана.