Людмила Нарышкина
Конспект НОД по ознакомлению детей с творчеством художника В. М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ознакомление детей с творчеством художника В. М. Васнецова.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей умение «читать» картину;
- Уметь определять настроение картины;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками;
- Воспитывать интерес к живописи, как к виду изобразительного искусства.
Развивающие:
_ Развивать выразительные средства речи, умение использовать образные определения, эпитеты, метафоры для описания картин.
Образовательные области:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей с творчеством художника В, М, Васнецова „Иван Царевич на сером волке“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- познавательное развитие.
Методы и приемы:
- Технология метода обучения - Развитие интеллектуальных навыков ребенка.
- Информационно-коммуникационные технологии. - Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды, повышение качества образования.
- Технология «ТРИЗ» - Формирование у детей творческого мышления, т. е. восприятие творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
- Коммуникативные технологии - Ребенок учится правильно строить свои отношения со сверстниками, общаться с ними, принимать общекультурные традиции в семье и государстве в целом.
- Повествовательные технологии, - Посредством которых дети учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи.
- Здоровье сберегающая технология.
Материалы:
Презентация воспитателей 11 группы «Художник и сказка»
Наглядные – иллюстрация картины В. М. Васнецова : «Иван – царевич на Сером волке» и другие репродукции картин;
Мультимедийные - презентация к занятию, фрагмент мелодии «Баба Яга» Лядова.
Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира) Знакомство с картиной художника В. М. Васнецова «Иван - Царевич на сером волке» и закрепление знания других картин Расширение кругозора детей, расширение словаря.
Речевое развитие Закрепление в подборе определений и других частей речи. Закрепление навыка отвечать по - разному на один и тот же вопрос Учить составлять рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев, пейзажа. Воспитывать умение понимать сказочные эпитеты (Иван – Царевич; Елена Прекрасная и т. д). Активизация словаря. Полные ответы на вопросы с использованием частей речи, метафор для описания картины.
Социально – коммуникативное развитие Содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины, музыки.
Общение детей между собой и воспитателем. Умение слушать товарища. Соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения.
Умение определять настроение картины.
Художественно – эстетическое развитие Подведение к пониманию художественного образа, который хотел создать автор. Воспитывать интерес к живописи, как к виду изобразительного искусства. Обучение рассматривания картины.
Физическое развитие Физкультминутка: «Иван – Царевич» Развитие внимания; формирование навыка действовать по команде, ориентировки в пространстве,
План занятия:
1. Вводная часть
- Организационный момент:
Слайды презентации «Художник и сказка», музыкальное сопровождение «Баба Яга» Лядова, создание настроения – через экскурс в биографию В. М. Васнецова 5 минут
2. Основная часть
Слайды презентации «Художник и сказка»;
Беседа по теме НОД; Рассматривание картины В. М. Васнецова «Иван – Царевич на сером волке»; Физкультурная минутка «Иван – Царевич». 22 минуты
3. Заключительная часть
Слайды презентации «Художник и сказка»;
Развивающая игра «Сказочная путаница»
Подведение итогов. 3 минуты
Длительность занятия 30 минут
Ход занятия:
Части занятия Содержание Области
1. Вводная часть
(5 минут) Организационный момент:
Слайды презентации «Художник и сказка», музыкальное сопровождение, создание настроения – через экскурс в биографию В. М. Васнецова Воспитатель : Недавно мы познакомились с творчеством замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова и его некоторыми работами.
Слайд презентации «Художник и сказка» 1,2.
Хочу еще раз напомнить, что В. М. Васнецов родился в семье священника, его детство прошло в селе, окружённом могучими дубами и стройными соснами, среди простых людей.
Слайд презентации «Художник и сказка» 3.
Он любил слушать их песни и сказки, ужи тогда маленькому Вите захотелось писать картины на сюжеты сказок. Одну из них мы сегодня рассмотрим, а ее тайну нам поможет разгадать музыка.
Звучит музыка «Баба Яга» Лядова. Слайд презентации «Художник и сказка» 4. Речевое развитие
Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие
2. Основная часть
(22 минуты)
Слайды презентации «Художник и сказка»;
Беседа по теме НОД; Рассматривание картины В. М. Васнецова «Иван – Царевич на сером волке»; Физкультурная минутка «Иван – Царевич» Воспитатель: О каком настроении картины, нам рассказала эта музыка?
Дети: О тревожном, страшном, мрачном.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, правильно мы разгадали тайну?
Слайд презентации «Художник и сказка» 5.
Дети: Правильно.
Воспитатель: Картина называется «Иван-царевич на Сером волке». А сюжет подсказан народной сказкой "Иван царевич и серый волк». Давайте представим, закрыв глаза, что мы идем по лесу, и чем дальше, тем темнее становится в нем. Пробираться между деревьями становится все труднее и труднее, сучья цепляют нашу одежду и не дают идти вперед. И вот мы оказались в самой глухой чаще, в непроходимом дремучем лесу. Откройте глаза, каким мы видим лес на этой картине?
Слайд презентации «Художник и сказка» 6.
Дети: Лес страшный, мрачный, дремучий.
Воспитатель: Посмотрите, какие деревья? На кого они похожи?
Дети: Чащоба леса сумрачна, вековые деревья окружают героев, ветки деревьев сплетаются между собой, они похожи на костлявые руки Бабы – Яги, говоря, что они не пропустят героев, задержат, схватят за подол, обрекая их на поражение. Мох, бурелом состаривают лес, кажется, что из чащи вот, вот выглянет то ли враг, то ли хищный зверь.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что под ногами?
Дети: Я вижу болотную топь с белыми чашечками водяных лилий, с острой травой осокой, как серый волк с ходу его перепрыгивает.
Воспитатель: Давайте посмотрим на верхнюю часть картины. Как здесь художник подчеркивает общее настроение картины. Но, а это, что?
Дети: Свет.
Воспитатель: Да это вечерняя заря, она тускло освещает дальние деревья и вселяет надежду на лучший исход. А кого художник изобразил в центре картины?
Слайд презентации «Художник и сказка» 7.
Дети: Серого волка несущего на спине Ивана-царевича и Елену Прекрасную.
Воспитатель: Давайте посмотрим на серого волка. Какой он?
Слайд презентации «Художник и сказка» 8.
Дети: Волк большой, мощный. У него широкая грудь, жесткая серебристая шерсть, пасть раскрыта, язык высунут, уши пригнуты к короткой шее.
Воспитатель: Как двигается волк? Слайд презентации «Художник и сказка» 9.
Дети: Быстро, он бежит, высунув язык.
Воспитатель: Волк бежит так быстро, что меч Ивана – Царевича отклонился назад.
А перед тем как рассмотреть повнимательней Ивана - Царевича разомнёмся.
Физкультминутка: «Иван – Царевич»
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь. (шагаем)
Иван – Царевич вот герой,
Смело он вступает в бой.
Волшебным он взмахнет мечом.
И Змей Горыныч нипочем.
Сделал выпад – раз и два,
Отлетела голова.
Еще выпад – три, четыре,
Отлетели остальные. (выпады).
Воспитатель: Давайте рассмотрим Ивана-Царевича. Что можно сказать о его характере? Какой он?
Слайд презентации «Художник и сказка» 10.
Дети: Храбрый, смелый, благородный, встревоженный, добрый.
Воспитатель: Расскажите об одежде Ивана-царевича.
Дети: Одет Иван-царевич в полукафтан из узорчатой ткани с золотыми нитями, на руках узорные перчатки, на голове - шапочка, отделанная соболиным мехом. Обут царевич в красные сапожки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим царевну Елену Прекрасную. Какая она? Что можно сказать о ее характере?
Дети: Елена Прекрасная, сложив руки на коленях, доверчиво и покорно склонила свою голову на плечо Ивана-царевича. Она очень молодая, беспомощная. Вся ее поза выражает покорность.
Воспитатель: Расскажите, как одета Елена Прекрасная?
Дети: У Елены светло-голубое длинное платье с золотыми широкими каймами по рукавам и подолу. Шапочка украшена драгоценными камнями: голубой бирюзой, красным рубином, желтым янтарем. Жемчужные бусы свисают до золоченого пояса: сапожки расписаны орнаментом.
Воспитатель: Их богатые по-царски нарядные, пышные одежды хорошо выделяются на фоне таинственного, мрачного, черного леса. Какое настроение возникает, когда смотришь на это произведение? Слайд презентации «Художник и сказка» 11.
Дети: Мрачное, тревожное.
Воспитатель: Отчего возникает состояние тревоги?
Дети: Тревожно изображены позы и лица героев. Написана картина темными красками.
Воспитатель: Глядя на героев картины, кажется, что их вот-вот догонят. Враждебный недобрый лес обступил путников со всех сторон. Зловеще причудливые ветви, напоминающие костлявые руки Бабы-Яги. А вековые деревья-великаны - надвигаются на беглецов, и их цепкие лапы, того гляди, вырвут у царевича его драгоценную ношу. Речевое развитие
Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие
Социально - коммуникативное развитие
Физическое развитие
3. Заключительная часть
(3 минуты)
Слайды презентации «Художник и сказка»;
Развивающая игра «Сказочная путаница»
Подведение итогов. Воспитатель: Ребята, а скажите, картину какого художника мы с вами сегодня рассмотрели? А как называется эта картина? Посмотрите еще на картину. Какие чувства она вызывает? Понравилась ли вам картина? Объясни почему.
А теперь давайте посмотрим еще картины В. М. Васнецова и поиграем.
Развивающая игра: «Сказочная путаница»
Задачи: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Ход игры: Взрослы показывает репродукцию картины, на которой изображен дополнительный герой из другой сказки, и предлагает детям увидеть, что лишнее изображено на этой картине. И определить из какой сказки спрятанный в картине герой.
(Используются 3-4 репродукции картин В. М. Васнецова знакомые детям.)
Слайд презентации «Художник и сказка» 12,13,14,15.
Речевое развитие
Социально - коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие