Федоренко Татьяна Александрона
Конспект НОД «История быта» с использованием технологии «Река времени»
▼ Скачать
Конспект НОД «История быта» с использованием технологии «Река времени»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельность «История быта»
Задачи:
• Создать условия для осмысления детьми некоторых сложных понятий (время, древность, старина, современность) на примере истории быта
Публикация «Конспект НОД „История быта“ с использованием технологии „Река времени“» размещена в разделах
• Создать условия для развития активной речь детей в процессе анализа-рассуждения по поиску связей вещей и явлений; умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования
• Воспитывать ценностное отношение к родному дому
Демонстрационный материал: иллюстрации быта прошлого (красный угол, печь, прялка, люлька, светец и др., старинные вещи: утюг, крынка, самовар, керосиновая лампа и др. ; панно «река времени» с метками (давно прошедшее, прошлое, настоящее)
Раздаточный материал: картинки размером 6х8 предметов быта давно прошедшего, прошлого, настоящего
Ход НОД
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
-А вы когда-нибудь путешествовали по реке времени?
-Ну что отправимся в путешествие. А о чем мы узнаем во время путешествия, вы поймете, отгадав загадку:
В нем живет моя семья,
Туда бегу всегда и я.
К нему дорогу не забуду,
Я без него дышу с трудом,
Ведь это мой родимый … (дом).
-А как по — другому можно назвать дом?
2. Основная часть
- Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие на машине времени в прошлое, чтобы узнать побольше о жилище: каким оно было более 100 лет назад и каким оно стало сейчас.
-Чтобы нам отправиться в путешествие мы должны сказать волшебные слова.
«Раз, два, три – покружись, в прошлом веке окажись». (звучит таинственная музыка)
Вот первая остановка «Древность»
Воспитатель: А как жили люди в первобытном мире?
Выходит ребенок и читает стихотворение о жизни древних людей
Презентация о древности.
Много- много лет назад первобытный жил отряд
Целый день они трудились дружно, вместе, не ленились.
Спали все в одной пещере, а кругом ходили звери.
Спичек не было тогда, но огонь горел всегда:
Камнем искры высекали и кострище разжигали
В шкуры туров одевались, мясом мамонтов питались,
Соком фруктов запивали, на поляне танцевали,
А с утра, как на работу, отправлялись на охоту,
Что бы дичь опять добыть, всех в общине накормить.
Мы движемся дальше и попадаем в Старину, которую еще помнят наши бабушки. (показ презентации)
- Вот ребята, шли года. У людей появились деревянные дома - срубы.
Ребенок: Дом избой наш назывался
Согревала дом наш печь
Печь кормила и поила
И дрова просила печь
Стол стоял у нас большой
На столе стоял, как царь наш пузатый самовар.
Все готовили в печи
Пекли хлеб и калачи
Каши и щи, да и вкусные борщи.
Ребенок: Чтобы щи сварить хозяйке
Нужно многое успеть
Принести воды, а как, колодец далеко у нас
Коромысло мы берем и на колодец мы идем.
В речке мы белье стирали,
А потом и полоскали.
Ну а гладили, мы так,
Рубель нам всем помогал.
Что такое свет? Не знали, при лучине вышивали
Песни пели, не тужили.
Очень дружно, мирно жили.
-А сейчас давайте немного отдохнем.
Игра: «Заря-заряница»
Игра с детьми «Современность-старина»
Изба - дом,
печка-котёл, плита,
чугунок-кастрюля,
рушник-полотенце,
сундук-шкаф,
кокошник-шапочка,
кушак-пояс,
рубель-утюг,
лапти-ботинки.
- Наше путешествие продолжается, и мы с вами перемещаемся в Настоящее. (показ презентации)
-Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо.
-Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.
- Какие еще дома бывают в наше время?
(Юрта (сборный - разборный дом - кочуют всегда, иглу (эскимосы, чум (оленеводы, из глины (сохраняет прохладу, трейлер,надувной дом (геологи, стихийные бедствия, лодка – дом, дом кочевников, шатер, юрта и т. д.)
- Ребята, а какие предметы быта пришли к нам из прошлого в том же самом виде?
-Ребята, какие вы молодцы! У вас хорошие знания о быте нашего народа, но нам пора выходить из машины времени и возвращаться в наш детский сад.
Покружись, покружись, в нашей группе окажись.
-Ребята, а теперь мы с вами можем проследить весь удивительный путь, который быта человека от древности до наших дней. Чтобы проследить этот путь мы обратимся к реке времени.
( Работа в подгруппах: создание и размещения карточек на «реке времени»).
Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки и настоящее время, где живём мы с вами.
Разделившись на команды, выбрав то время, которое вам больше понравилось, вы можете разместить картинки на «реке времени».
III. Заключительная часть. (рефлексия)
- Понравилось ли вам путешествие или нет?
- Что нового вы узнали сегодня?