Ирина Танага
Конспект НОД интегрированного характера «На казачьем подворье»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст -важный период становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.
Соприкосновение ребёнка с народным искусством традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитывать любовь к своей Родине.
Знакомя детей с традициями и бытом Кубанского казачества ставила задачи :
Познакомить с историей, культурой своей станицы и казачества.
С обычаями, языком, одеждой, бытом.
Развивать познавательные способности.
Публикация «Конспект НОД интегрированного характера „На казачьем подворье“» размещена в разделах
Воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе,чувства сопереживания, гордости за свой народ.
Цель занятия
Знакомить детей с жизнью, бытом и культуроКубанского казачества.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитывать любовь к малой Родине.
Словарная работа:глэчик,рубель,скрыня,глэчик.
Предварительная рассматривание старых фотографий посещение музея, беседы с детьми разучивание поговорок, песни.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие. самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родичи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадём на казачье подворье, где узнаем как жили, чем занимались казаки. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать : «Время. время –остановись! К нашим предкам повернись!».
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова. подходят к макету казачьего подворья.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле. Добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А бельё она гладит вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывает мятое полотенце и с силой проводит по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет детям возможность попробовать погладить таким образом полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).
Воспитатель: Очень любят казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены вышивкой?
Дети: полотенца, занавески на окне, простынка, подушечка.
Воспитатель: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Воспитатель: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранится в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто замешивают в макитре-в большом глиняном горшке. Запомнили? Воспитатель проводит словарную работу.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним о казачьих поговорках.
Дети: *Конь казаку лучший друг.
*Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
*Казак сам ни ест, а коня накормит.
*Казак без коня, что солдат без ружья.
* Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
*Сам погибай, а коня выручай.
*Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: А еще мы знаем много кубанских традиций.
Дети: *Казаки гостей встречают хлебом – солью.
*На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.
*Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
*На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Дети рассматривают фотографии.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый сундучок. Он называется – скрыня. Казаки в нем хранили нарядную одежду. Давайте посмотрим что в нем.
Дети рассматривают одежду, бусы, вышитые рубахи, пояса, фартуки, веночки.
Воспитатель предлагает померять наряды.
Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.
Воспитатель: Теперь вы настоящие казачата!.
Воспитатель: А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. На свадьбах или проводах в армию, в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. А мы тоже с вами знаем казачью песню, давайте ее споем.
Дети поют песню «Казачок».
Воспитатель предлагает поиграть.
Сюжетно – ролевая игра: «Готовим обед казака».
Драматизация «Уходил казак служить».
Воспитатель: А еще казаки по вечерам рассказывали интересные сказки.
Предлагаю вам послушать казачью сказку «Ивасик».
Дети садятся на лавочку и слушают сказку.
Бьют часы с кукушкой.
Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись на казачьем подворье. Запомнили ли вы, хлопчики и девчата то, что я вам рассказывала? Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Воспитатель: А для теста?
Дети: Макитра.
Воспитатель: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг» ?
Дети: Рубель.
Воспитатель: Ну, молодцы, настоящие казачата!