Ольга Кузнецова
Конспект НОД «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
• Тема занятия: «Грибной мир»;
Цель занятия: Расширить и уточнить представления детей о грибах : съедобных,
несъедобных, правилах «Тихой охоты», воспитывая бережное
отношение к природе.
• Задачи занятия:
Образовательные:
1. Продолжать учить детей узнавать съедобные виды грибов по описанию и картинкам, различать по признакам.
2. Дать понятие шляпочных грибов;
3 Учить отличать съедобные виды грибов от ядовитых;
Публикация «Конспект НОД „Грибы“» размещена в разделах
4. Формировать и обогащать словарный запас, познакомить с новыми словами «хлорофил», «плодовое тело»;
5. Познакомить детей с новыми видами грибов (дрожжевые, плесневые)
6. Научить детей правилам «Тихой охоты»- как собирать правильно грибы.
7 Закрепление правильного употребления уменьшительно - ласкательных суффиксов и форм множественного числа
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе;
2. Воспитывать у детей желание осуществлять прогулки в лес;
Развивающие:
1. Продолжать развивать память, воображение, внимание (отгадывание загадок,
чтение стихов)
2. Развивать связную речь детей, путем полного и развернутого ответа на вопросы воспитателя, подготавливая к пересказу текста.
3. Развивать грамматический строй речи, познавательный интерес,
4. Прививать любовь детей к художественному слову.
• УДД формируемые на занятии: понимает и пересказывает содержание рассказанного педагогом, знает съедобные и несъедобные грибы, умеет их различать, умеет проводить непрерывную линию, знает числовой ряд от 1 до 10.
• Место занятия в изучении темы: Итоговое занятие;
• Вид занятия: Познавательное, интегрированное.
• Используемое оборудование, наглядность: мультимедийная доска, ноутбук, магнитофон, муляжи грибов, фото грибов – выводятся на доску, листы бумаги с изображением цифр, цветные карандаши.
• Технологии: Информационная (формирование знаний, умений, навыков) индивидуально-групповая, операционная, личностно-ориентированная, игровая, здоровьезберегающая, обучающе-воспитательная.
• Формы и методы: Беседа, рассказывание
:
Содержательная часть.
2.1 Конспект занятия.
Содержание этапа, деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку. А куда попробуйте отгадать сами.
Здесь растёт деревьев много
Лип, осин, берёз и клёнов.
А ещё грибов и ягод –
Не собрать их даже за год.
Место то полно чудес,
А зовём его мы (лес) Лес!
Слайд 1. Правильно ребята! А кто из вас был в лесу? Ответы детей.
Вам понравилось в лесу? Да!
Что люди могут собрать в лесу? Грибы, ягоды.
Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о грибах. Слайд 2.
Всё живое на земле принято относить либо к растительному, либо к животному миру, однако, есть особые организмы – грибы, которые долгое время учёные затруднялись отнести к определённому классу. Грибы уникальны по своему строению, способу жизнедеятельности и разнообразию. Они представлены огромным количеством разновидностей и отличаются по механизму своего существования даже между собой. Грибы вначале относили к растениям, затем к животным и только недавно было принято решение относить их к своему, особому царству. Гриб – не растение и не животное.
Грибы в отличие от растений не содержат хлорофилла - зелёного вещества (пигмента, который придаёт зелёную окраску листьям и добывает питательные вещества из углекислого газа и воды. Грибы не способны самостоятельно производить питательные вещества, а добывают их из того объекта на котором растут: дерево, почва, растения. Питание готовыми веществами очень сближает грибы с животными. Кроме того, этой группе живых организмов жизненно необходима влага, поэтому они не способны существовать там, где нет жидкости.
Грибы могут быть шляпочными Слайд 3, плесневыми Слайд4 и дрожжевыми Слайд 5. Именно шляпочные грибы мы собираем в лесу. Плесневые – это всем известная плесень, дрожжевые – дрожжи и им подобные очень мелкие микроорганизмы. Мы с вами поговорим о шляпочных грибах. Всем известно, что гриб состоит из ножки и шляпки, именно их мы и срезаем, когда собираем грибы. Это плодовое тело гриба. Слайд 6. Собирание грибов очень полезное занятие! Пока до грибного местечка доберёшься, отлично прогуляешься на свежем воздухе. А сколько раз нагнёшься, пока в лесу ходишь! Вот тебе и гимнастика!
Физкультминутка:
Осеннею порою мы в лес с тобой идём (шаги на месте).
Грибов корзинку целую в лесу мы соберём (приседания).
Летает паутина и падает листва, (покачивания руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдём, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдём. (наклоны)
Раздвинем травку палочкой и там увидим, вдруг – (скрестные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят («пружинка»)
Под лапы ёлок спрятались, в корзинку не хотят. (руки «ёлочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли (хлопки в ладоши)
Дети выполняют движения вместе с воспитателем.
А сейчас мы познакомимся с самыми известными грибами. Слайд 7
«Влез опёнок на пенёк,
Простоял один денёк,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка – что соломинка.
Узнали этот гриб? Дети рассматривают картинку с изображением опят на доске, сидя на стульчиках.
А теперь посмотрите, как выглядит боровик. Слайд 8.
Белый гриб (боровик) обожают грибники за его непревзойдённый вкус и аромат. Он очень похож по форме на бочонок. Шляпка этого гриба похожа на круглую подушку и имеет коричневый цвет от бледного до тёмного. Поверхность её гладкая. Мякоть плотная, белого цвета, не имеет запаха и обладает приятным ореховым вкусом. Ножка объёмная белого цвета. Этот гриб можно собирать с июня по октябрь в хвойных, лиственных или смешанных лесах и внешний вид его зависит от того, где он растёт. Употреблять белый гриб можно в любом виде (жареном, вареном, готовят суп.) Дети рассматривают картинку с изображением белых грибов на доске.
Предлагаю вам изобразить белый гриб на листе бумаги. Нарисовать гриб вы сможете, если в правильном порядке соедините цифры от 1 до 20. За столом, дети соединяют непрерывной линией цифры от 1 до 20. Получается белый гриб.
Слайд 9. Слайд 10. Картинка с изображением лисичек и подосиновика. Ребята, а эти грибы вы узнаёте? Кто может их назвать Ответы детей.
По тропинке в лес пойдём,
Подосиновик найдём,
Рядом рыжие сестрички,
Величают их лисички.
Ребята, как вы думаете, почему гриб с красной шляпкой называется подосиновик, а рыженькие грибочки называют лисичками? Гриб с красной шляпкой растёт под осиной. Лисички цветом похожи на лисички.
Как вы думаете грибы, которые мы с вами назвали съедобные? Да
Какие ещё съедобные грибы вы можете вспомнить и назвать? Сыроежка, подберёзовик, волнушка.
Слайд 11. Кто знает, что это за гриб? Съедобный он или нет? Мухомор. Нет
Правильно ребята. Мухомор ядовитый гриб. Всего в нашей стране растёт более 2500 разных грибов съедобных и несъедобных. Есть среди них и очень ядовитые грибы, которые в руки брать не разрешается. Попадёт яд на руки, а потом, если по забывчивости возьмёшь этими руками хлеб и будешь его есть, то можно отравиться. Помните об этом ребята и будьте осторожны. Самые опасные и ядовитые грибы – мухомор и бледная поганка.
Слайд 12. Ребята, а кто видел или знает, как правильно нужно собирать грибы • Нужно вырвать из земли
• Нужно срезать ножом
Гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, если аккуратно срезать гриб, то на следующий год на этом месте вырастет ещё один гриб и даже не один. А если вырвать гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше не вырастут.
А сейчас послушайте и запомните основные правила грибника :
• Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу;
• Ядовитые грибы не губим, ими лечатся многие животные;
• Не разрывай палкой мох и листву около гриба, можно повредить грибницу;
• Гриб аккуратно срежь ножом, или осторожно придерживая ножку гриба, отломи шляпку;
• Не бери старые грибы, оставь их насекомым;
• Нельзя собирать грибы около дорог. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержат выхлопные газы автомобилей.
Ну что ребята, кто запомнил правила и сможет их повторить?
2-3 ребёнка перечисляют правила.
Запомнили, как выглядят несъедобные грибы? Сейчас мы это и проверим. Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы». Дети разбирают в 2 корзинки съедобные и несъедобные грибы. Используются муляжи. Проверяет ребёнок.
А сейчас я предлагаю вам послушать сказку о грибах. Прочтение сказки.
После прочтения кто-то из вас попробует её пересказать Дети слушают сказку «О грибах».
Пересказывают 2-3 человека.
Слайд 13. Ребята, предлагаю вам ещё раз вспомнить самые известные съедобные и несъедобные грибы и найти отличия между грибами-двойниками. Дети комментируют таблицу грибов-двойников. Педагог использует наводящие вопросы.
На этом наша прогулка закончена. Пора возвращаться в детский сад!
2. 2 Информационные ресурсы:
• Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Соломенникова О. А. Мозаика-Синтез. Мосвка 2010.
• Учите, играя. Пособие для воспитателя детского сада. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Москва «Вако»,3013.
• Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. Москва «Вако», 2015.
• Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности дотей дошкольного возраста. Москва. «Просвещение», 2016.
• Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа/авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград:Учитель, 2015.
• «Сказка о грибах» из журнала «Дошкольное воспитание», 2011 год № 7.
• https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-nurzhanovna-zhanzakova/konspekt-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-gribnoi-mir.html
• https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/07/proekt-v-tsarstve-gribov
• https://mirdoshkolnikov.ru/roditelyam/soveti-logopeda/item/95