Наталья Алексеева
Конспект НОД «Героизм ленинградцев» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное отделение государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга
имени Героя Российской Федерации К. Ю. Сомова
Конспект
НОД
в подготовительной группе
«Героизм ленинградцев»
Составитель:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Алексеева Наталья Сергеевна
2024 год
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства
Задачи:
образовательные
• формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны
• расширять и активизировать словарь
воспитательные
• пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ
• вызвать интерес к истории своей страны
• приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений
развивающие
• способствовать развитию познавательной активности, речи
• пробуждать нравственные качества личности
• способствовать развитию памяти, логического мышления
Педагогические технологии
здоровьесберегающая технология
информационно - коммуникативная
Предварительная работа
чтение художественной литературы
художественно-творческая деятельность
рассматривание ленточки ленинградской блокады
разучивание стихотворений о блокаде
составление мнемотаблиц о блокаде
презентация " Осаждённый город"
выставка работ "Был город фронт, была блокада"
оборудование:
• мультимедийная установка
• разрезные картинки
Интеграция образовательных областей
• познавательное развитие
• социально -коммуникативное развитие
• речевое развитие
Ход НОД
В: Великая Отечественная война прошла через многие города нашей Родины. Самый страшный след оставила в Ленинграде. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Город-музей. Здесь находится самый известный на весь мир музей – Эрмитаж.
В музее собраны культуры всех времён,
Сверкает царское убранство и посуда.
Так много экспонатов видим в нём,
Они дошли до наших дней – как чудо!
Л. Галкина (отрывок из стихотворения «Музей искусств – прекрасный Эрмитаж!»)
- Ребята, а кто из вас был в Эрмитаже? Может кто-то из вас покажет на нашей необычной карте как выглядит это здание?
Ответы детей
Используется интерактивная карта города. Ребёнок самостоятельно или с помощью педагога показывает соответствующее здание на карте. При нажатии на картинку появляется информация об объекте.
В: В Эрмитаже находится большое количество экспонатов: картины, статуи, оружие, книги, сервизы, монеты, вазы, скульптуры и многое другое.
Во время Великой Отечественной войны основное собрание музея было эвакуировано на Урал. После войны оно благополучно вернулось назад.
Фашистам удалось окружить город. Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. Музейные работники спасали само здание и оставшиеся ценности. Им приходилось сбрасывать зажигательные бомбы с крыши музея, а чтобы сохранить экспонаты от крыс, в музее приютили кошек, сейчас в Эрмитаже тоже живут кошки. Сотрудники музея придумывали растворы для обработки картин от плесени. Мыли, чистили, заколачивали дыры, убирали стекло. Особенно тяжелой выдалась весна. Через пробоины в крыше хлынула вода, по стенам текло. Дворцовую мебель приходилось вылавливать. В подвале, где был закопан в песок фарфор, плавали чашки, блюдца. Сотрудницы бросались в ледяную воду вылавливать экспонаты. Измученные голодом, ценой своего здоровья, жизни они спасали музейные ценности. В блокаду погибли 52 сотрудника музея.
В: Как вы думаете, можно ли назвать работу сотрудников подвигом? Каким должен быть человек, чтобы совершить его?
Ответы детей
В: Сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
В осеннем тумане, (Закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу. (Плавные движения руками - волны)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)
Строг и красив, (Повторить)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив. (Повтор)
В блокадные дни, (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу. (Повторить)
Не сдался, не сдался (Повороты головы)
Наш город врагу. (Повтор)
В: Ребята, отгадайте загадку.
Этот город для зверят,
Сотни клеток в нём стоят.
Живут рядом лев и кошка,
Лиса, заяц, енот-крошка.
Обезьянка, попугай.
Что за город, отгадай!
Ответы детей
В: Конечно, это зоопарк! Кто из вас был в нашем Ленинградском зоопарке?
Ответы детей
В: Каких животных вы там видели?
Ответы детей
В: А кто мне покажет на нашей карте здание зоопарка?
Используется интерактивная карта города. Ребёнок самостоятельно или с помощью педагога показывает соответствующее здание на карте. При нажатии на картинку появляется информация об объекте.
В: Послушайте интересную историю о том, как люди помогали животным зоопарка во время блокады Ленинграда.
Главной заботой первых дней войны для зоосада стала отправка животных в эвакуацию в Казань. Строили клетки, запасали корм. Всех подлежащих эвакуации питомцев отправили в тыл в сопровождении сотрудников зоопарка. Но многие животные осталась в Ленинграде. Из-за постоянных бомбежек животные погибали. После очередного обстрела бизон провалился на дно воронки и не мог выбраться. Обессиленные люди тоже не могли вытянуть его из ямы. Тогда они соорудили настил и, разложив на нем пучки сена от дна до самого верха, выманили животное. В блокаду животные погибали не только от бомбежек, но и, как и люди, от голода. Обессиленные сотрудникам зоосада боролись за жизни животных: собирали овощи на полях, желуди, рябину, заготавливали сено. Особенно много пищи необходимо было для бегемотихи Красавицы. В день ей надо 40 кг корма, в блокадное время её кормили опилками, отрубями, овощами и давали немного хлеба. За Красавицей до войны и во время блокады ухаживала Евдокия Ивановна Дашина. Для каши, питья и купания бегемота она каждый день приносила на коромысле или привозила на санках 40 вёдер воды из Невы. Без постоянных купаний кожа бегемотов начинает сохнуть, трескаться, что смертельно опасно. Евдокия Ивановна грела воду, два раза в день обмывала животное, слегка обсушивала, а потом втирала в кожу камфорное масло и тюлений жир. При обстрелах Красавица старалась уйти в воду, как при опасности в природе. Несмотря на то, что ее бассейн был сухим, она упорно спускалась туда, ложилась на дно и стонала. Евдокия Ивановна не оставляла свою любимицу — устраивалась рядом с животным на дне бассейна.
Красавица пережила войну и умерла в глубокой старости.
- Почему сотрудники зоопарка помогали животным?
Ответы детей
В: Мы в ответе за тех, кого приручили. Только любовь и добро сотрудников зоопарка помогли выжить этим животным. Дети, перед вами находятся конверты, в них фотография той самой бегемотихи Красавицы, но фотокарточка разрезана на части. Попробуйте собрать её и увидите, какая же бегемотиха была красивая. (Дети небольшими группами на столах собирают одну и ту же фотографию)
(Игра «Разрезные картинки»)
В: Ребята, мы познакомились с удивительными историями спасения предметов культуры и животных. Главные герои всех этих поступков – люди. Ценой своей жизни и здоровья они спасли культурное наследие нашей страны и сохранили жизнь беспомощным животным. Можно ли стать героем в наше время?
Ответы детей
В: Что для этого нужно сделать, каким надо быть человеком?
Ответы детей
[b]В:[/b] Героями становятся, а не рождаются. Тот герой, кто за Родину горой.