Елена Кудерова
Конспект НОД «Фамилию, дети, достойно носите» (ведущие области: «Познание», «Коммуникация»)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Фамилию, дети, достойно носите».
Задачи
1. Познакомить детей с историей возникновения фамилий.
Помочь детям осознать степень значения фамилии для человека.
Учить образовывать фамилии от существительных.
Упражнять вупотреблении сложных грамматических конструкций.
Упражнят в употреблении прилагательных обозначающих качества человека.
2. Развивать мышление, интерес к овладению новыми знаниями.
3. Воспитывать у детей уважительное отношение к своей фамилии.
Публикация «Конспект НОД „Фамилию, дети, достойно носите“ (ведущие области: „Познание“, „Коммуникация“)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Материалы и оборудование: мультимедиа, презентация шарики по количеству детей, словарь Ожегова, ордена и медали, предметы: ложка, ватман, разноцветнве лепестки из бумаги, вырезанные буквы, ножницы, кисточки, клей ПВА по количеству детей.
Ход
Традиционное приветствие.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
В нашей группе две Алины
Два Максима, три Ирины
- Руки ты максим помой!
Идет один, за ним другой.
- Поленька цветы полей.
Бегут обе, кто быстрей!
- Настя рыбок покорми!
Возле рыбок сразу три!
Как же нам их различать?
Дети : Нужно фамилию назвать.
Воспитатель: Ребята, а что такое фамилия? Предположения детей.
Воспитатель: Узнать, что обозначает слово фамилия, нам поможет словарь, который есть в нашей библиотеке.
Воспитатель подводит детей к полке, где стоит словарь Ожегова и зачитывает:
«Фамилия от слова семья, семейство, фамилия это имя семьи»
Воспитатель: Значит, о чем мы будем сегодня говорить? О фамилиях.
1. - А хотите узнать, как появились фамилии?
- Фамилии они как звезды) появились давным – давно (слайд №1. Сначала фамилий не было. Люди жили в небольших селениях и все знали друг друга по именам: «Вот здесь живет Добрыня, а это изба Марьи». Потом по указу царицы Екатерины Великой фамилии решили дать всем семьям на Руси. Но где взять столько фамилий сразу? Вот тут - то и проявилась смекалка русского народа.
2. - Фамилии давали по названию предметов, например Кольтцов (слайд № 2). От названия, какого предмета образована эта фамилия? Какая фамилия может быть от названия этого предмета?
Достает предметы : ложка, шарик, ножик, чашка и т. п.
3. - Фамилии давали и по имени : Петр - Петров (слайд № 2). Какую фамилию можно образовать от имени Иван -, Николай -, Федор - … А у кого из ребят в нашей группе фамилия образована от имени?
4. - Также фамилии давали и по названию растений (слайд № 2). Какая фамилия образовалась от слова ромашка? Ромашковы, Ромашкины.
- А как называется наш детский сад? Василек. В нашем «Васильке» мы все одна семья. Какая фамилия может быть от названия «Василек»? Васильковы, Василечкины…
- Молодцы!
5. - Наши предки были трудолюбивыми людьми. Они пахали землю, выращивали хлеб, ловили рыбу. Свои фамилии они получили по названию труда, которым они занимались Так искусному гончару дали фамилию Гончаров (слайд №3, удачливому купцу -, меткому стрельцу, храброму богатырю, а хорошему кузнецу?
- Наши предки очень ценили свои фамилии и старались их прославить.
- Раньше Кузнецовыми называли только тех, кто работал кузнецом. С тех пор прошло много лет. И Кузнецов сейчас может работать не кузнецом, а строителем или поваром. У нас в д/саду работает Кузнецова Елена Валерьевна – она воспитатель. А вы знаете людей с такой фамилией?
- В нашем городе есть известный художник Виталий Владимирович Кузнецов (слайд № 4)
Чем известен художник Кузнецов? А что еще он создал? Герб нашего города. Виталий Владимирович известен не только в нашем городе, но и в Иркутске, в России.
6. - А фамилии, каких известных людей вы знаете? Овечкин, Зайцева, Медведев, Щеглов, Пугачева….
Воспитатель: Ребята, послушайте, Медведев, Зайцева, как думаете от какого слова образовались эти фамилии? Многие фамилии происходят от названия животных (слайд №2)
Воспитатель: Да! Моя фамилия Соколовская и образовалась она от названия
птицы – сокол. Я горжусь своей фамилией. Мой дед Соколовский…. погиб, защищая нашу Родину во время войны. Он получил ордена за отвагу. У нас в семье храниться похоронка (воспитатель демонстрирует письмо, в не написано где погиб дедушка. Мне ее отдала бабушка, а я отдам ее своим детям, внукам, чтобы они помнили подвиг деда и гордились своей фамилией.
Обращается к Данилу Волкову.
- Данил, а как звучит твоя фамилия? Как думаешь. От какого слова она образовалась?
Воспитатель:
Перед вами лототрон
Фамилий разных полон он.
- Возьмите по одному шарику, посмотрите, кто нарисован на карточке и подумайте, какая фамилия получится от названия вашего животного, птицы или рыбы.
Воспитатель: Что бы достойно нести свою фамилию надо быть здоровым. А что бы быть здоровым нужно что делать? Зарядку.
Физминутка «Зарядка»
7. Воспитатель: Есть такие люди однофамильцы. Как думаете, что это слово обозначает однофамильцы? У них одна фамилия, но они могут не знать друг друга и жить в разных городах.
- А кто – нибудь из вас знает людей, у которых такая же фамилия, как и у вас? Ответы детей.
- Лиза, какая у тебя фамилия? А у твоей мамы, папы, сестры Юли? А что ты знаешь о своей фамилии? Ответ ребенка.
- А я знаю иркутского художника, у которого такая же фамилия, как у тебя Лиза. Это Александр Сергеевич Шипицын (слайд №5) Он профессор, работает в Иркутске в университете. А еще он любит писать картины, которые можно увидеть в картинной галерее Иркутска, нашего города и в коллекциях других стран, таких как Германия, Франция, Англия, Япония.
8. Воспитатель: Ребята, на какой улице находится наш детский сад? (слайд №6) Эта фамилия хорошо известна в нашем городе. Что вы знаете о человеке, который носил эту фамилию? Сергей Гришкевич спас жизнь двадцати трем пассажирам рейсового автобуса, в котором ехал вооруженный боевыми гранатами убийца.
Эту фамилию раньше не знал ни кто, а теперь знают все люди в нашем городе. И чтобы помнили о нем, у поста Гаи стоит памятник (слайд № 7)
Воспитатель: Не важно какая у вас фамилия Иванов, Петров или Ромашкин, важно, чтобы вы гордились своей фамилией. (слайд№1)
9. Воспитатель: Ребята, давайте составим цветок из качеств, которыми мы должны обладать, чтобы достойно носить свою фамилию. На столе лежат буквы. Нужно выбрать букву, приклеить ее к лепестку и подумать какое качество начинается на эту букву.
Дети выполняют задание, подходят к мольберту, перечисляют качества и прикрепляют лепесток.
Итог
Воспитатель: Этот цветок вы повесите в группе. Он будет вам напоминать о томкакими качествами мы должны обладать, чтобы достойно носить свою фамилию.
Фамилию дети достойно носите
Ее уважайте, ее берегите
Трудом упорным старайтесь прославить
И детям оставить.