Светлана Голдина
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Косинский детский сад №1»
НОД в старшей - подготовительной группе
Познавательное развитие, коммуникация
(Технология деятельностного метода)
Тема: «Насекомые».
Воспитатель: Голдина С. М.
Январь, 2018
Тема «Насекомые» ТДМ (с использованием икт)
задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о насекомых
Формировать умения выделять, подбирать характерные признаки насекомого.
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Публикация «Конспект НОД для старшего дошкольного возраста „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Активизировать познавательный интерес к природе.
Развивающие:
Развивать воображение, логического мышления.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать желание защищать насекомых.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: фигурки насекомых, паукообразных, зверей, птиц сделанных из резины, воздушный шар с письмом,
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитателей собирает детей около себя.
-Кем вы хотите стать, когда вырастете? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что знакомый мальчик Дима мечтает стать ветеринаром.
-Знаете ли вы, чем занимается ветеринар?
Если дети не знают этого слова, то воспитатель объясняет им, что ветеринар – это человек, который лечит животных.
-Кто самый известный ветеринар? (доктор Айболит)
Сюрпризный момент: в группу на воздушном шаре влетает письмо от доктора Айболита.
Дорогие дети, помогите,
В Африку скорей летите,
Мне одному не справиться ни за что.
Воспитатель рассказывает, что на приём к Айболиту записалось много животных. Айболит просит детей помочь распределить животных на группы, для того, чтобы было удобнее их принимать.
-Хотите помочь Айболиту? Сможете это сделать?
Предложить полететь в Африку на ковре – самолете (дети садятся на ковер, включается аудиозапись, дети воображают, что летят).
2. Актуализация знаний
2.1. Игра «Разные животные»
Дети подходят к столу, на котором находятся картинки с изображением или игрушки:
Зверей (например, носорог, тигр, лев, жираф)
Птиц (например, дятла, воробья, чайки,попугая)
Насекомых (например, кузнечика, божьей коровки, жука (на картинках должны быть хорошо видны 6 лапок)
Паукообразных (на картинках должны быть хорошо видны 8 лапок).
Айболит просит разделить всех животных на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом.
Как правило, дети в одну группу собирают зверей, в другую – птиц, в третью – всех остальных, и называют их насекомыми.
Айболит говорит, что зверей он примет завтра (воспитатель убирает со стола карточки с изображением зверей, птиц – послезавтра (воспитатель убирает со стола карточки с изображением птиц).
На столе остаются насекомые и паукообразные.
Айболит говорит, что в группе, которая осталась, есть не только насекомые.
3. Затруднение в игровой ситуации.
-Смогли вы разделить всех животных на группы (нет, не смогли)
-Почему не смогли (потому что не знаем, по какому признаку делить)
-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает, можно попытаться разобраться самим, потом проверить себя по учебнику, по книжке)
-Что интереснее – спросить и получить готовый ответ или попытаться разобраться самим? Решаем искать ответ самостоятельно.
4. Открытие нового знания.
Дети подходят к доске, на которую воспитатель вперемешку помещает картинки с изображением насекомых и паукообразных.
-Чем похожи эти живые существа? Обычно дети говорят, что они все маленькие.
По какому признаку их можно разделить на 2 группы?
Выслушиваются все ответы детей. Если никто не увидит, что у одних из них 3 пары лапок, а у других – 4, то воспитатель ставит отдельно от остальных картинку с изображением божьей коровки и паука и просит детей сравнить их. Как правило, в этом случае дети говорят, что у божьей коровки 6 лапок, а у паука- 8.
После этого дети подходят к столу и делят картинки, считая количество лапок. Айболит говорит, что примет пауков на следующей неделе. Воспитатель убирает картинки с изображением паукообразных.
Айболит спрашивает детей, знают ли они, почему живые существа, которые остались, называются насекомые? Как правило, дети этого не знают.
-Хотите узнать?
Воспитатель раздаёт детям фигурки насекомых и предлагает рассмотреть их брюшко. Воспитатель обращает внимание, что на брюшке у всех насекомых есть насечки. Воспитатель предлагает детям произнести слово «насечка» и «насекомые».
-Похожи эти слова? (Да)
Воспитатель подводит итог:
насекомые – это живые существа, у которых 6 лапок и насечки на брюшке.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Изобрази насекомое» (ровным кругом)
Дети встают в круг, идут друг за другом и произносят слова
Ровным кругом
друг за другом
мы идем за шагом шаг.
Дружно вместе сделаем вот так (воспитатель предлагает полетать как бабочки, поползать как жуки, попрыгать как кузнечики)
5.2. Игры «Кто где живёт» ,"Загадки и отгадки»
Д/ З: актуализировать и развивать словарный запас детей.
Дети садятся за столы, на которых заготовки (листы бумаги с изображением лесной полянки, где есть муравейник, улей, цветы). Воспитатель просить расселить насекомых в свои домики.
-Загадывание загадок о насекомых (презентация)
5.3. Игра «Полезные и вредные»
Дети подходят к столу или доске, на которых расположены все картинки с насекомыми.
Воспитатель говорит, что Дима хочет знать, какие насекомые полезные, а какие вредные.
–Расположите с одной стороны полезных насекомых, а с другой – вредных. Рассуждая, приходим к выводу о том, что в природе нет ничего ненужного и вредного, всё для чего-то нужно. Например, комары приносят человеку неудобства, а если бы комаров не было, то лягушкам нечего было бы есть.
Воспитатель сообщает, что скоро наступит ночь, а на ночь в Африке оставаться очень опасно, поэтому им пора возвращаться домой. Дети садятся на ковер- самолет и возвращаются в детский сад.
6. Итог занятия.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Где вы сегодня побывали?
-Кому и чем помогли?
-Какие новые знания дали вам возможность разделить животных на группы?
Молодцы!
Сюрпризный момент:
Вновь в группу влетает шар на котором подвязана книга. Воспитатель сообщает, что это подарок – энциклопедия о насекомых, от Айболита за помощь.