Наталья Кистанова
Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Птица счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Птица счастья» Автор разработки:
Кистанова Наталья Васильевна – старший воспитатель МБДОУ ЦРР – детского сада №282 Кировского района г. о. Самара
Возрастная категория: подготовительная к школе группа
Конспект разработан в соответствии с тематической неделей «Птицы» Цель: Закрепление техники симметричного и силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации. Задачи: Область «Познание» 1. Развивать зрительный контроль действия рук, умение соотносить реальные и сказочные образы.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной к школе группы „Птица счастья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Способствовать развитию любознательности, мышления; дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.
Область «Коммуникация» 3. Проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстникам, используя адекватные речевые формы. 2. Использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования деятельности.
Область «Художественное творчество»
1. Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. 2. На основе полученных впечатлений предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления. 3. Закрепить способ силуэтного вырезывания из бумаги, сложенной пополам.
Область «Социализация» 1. Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров, гордость за их мастерство.
2. Содействовать воспитанию любви к родной природе, эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного фольклора.
Оборудование: и материалы
1. Панно на тему «Веселая полянка» с разными птицами. 2. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса». 3. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти. 4. Клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка.
Предварительная работа:
1. Чтение русской народной сказки «Иван царевич и Серый волк», П. П. Ершова «Конек-горбунок», А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
2. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц.
3. Декоративная лепка птицы и роспись готового изделия по мотивам дымковской игрушки.
4. Декоративное рисование птиц (дымка, гжель, хохлома).
5. Лепка птиц-жаворонков из «мукосольки».
6. Загадывание загадок о птицах.
Проведение НОД:
Воспитатель: Не по дням, а по часам меняется природа под теплым весенним солнышком. Давным-давно придумали люди образную загадку об этом времени. Прилетела пава, Села на лаву, Распустила перья, Для всякого зелья. (Весна) Ребята, давайте вспомним, когда на Руси происходила основная встреча весны?
Дети: В день равноденствия – 22 марта. Назывался этот праздник Сороки. Воспитатель: Что вы знаете о традициях этого праздника? Дети: На Сороки признаки весны ощутимы, начинается прилет птиц. Совершается обряд: зазывание. Зазывали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны – птиц, жаворонков. Дети вспоминают слова песни и демонстрируют образцы изготовленного печенья. Жаворонушки, перепелушки Птички – ласточки! Прилетайте к нам! Весну ясную, Весну красную Принесите нам!
Включается магнитофонная запись голосов птиц.
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем говорить о птицах и я приглашаю вас на весеннюю поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разнообразными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне?
(Ответы детей)
Птицы – гонцы весны, в народных поверьях птица – символ света, радости и счастья. В произведениях мастеров народных промыслов мы часто встречаем изображения птиц. Птица – оберег, символ счастья и благополучия в доме. Ребенок. Как волшебная Жар – птица,
Не выходит из ума Чародейка – мастерица – Золотая Хохлома. Воспитатель. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена посыпал. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. И вдруг птица-Жар прикоснулась своим крылом к чашке – и чашка стала золотой. Отсюда и золото Хохломы. А основные элементы травки и Кудрины словно перья сказочной птицы. Хохломской петух – знак рассвета. Ребенок. А вот индюк нарядный, Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Воспитатель. В изделиях каких мастеров в орнаменте птицы фазан, павлин, голубь, лебедь, кукушка? (Городец) Ребенок. Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя. Чудо - птицы там порхают, И купавки расцветают! Будто в сказку нас зовя! Воспитатель. Неподалеку от Москвы расположено несколько деревень Раменского района, в прошлом Гжельской волости. Издавна здесь занимались гончарными промыслами, расписывали посуду. В росписи такие оттенки и полутона, которые вобрали в себя ультрамарин бездонного неба, нежную голубизну лесных озер, радость васильковых лугов. Символ Гжели – «Синяя птица». Ребенок. Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Быль или небыль? А может быть сказка? Изделия рук золотых! Да! Это синяя сказка - Глазам загляденье, - Словно весною капель! Ласка, забота, тепло и терпенье - Русская звонкая Гжель! Воспитатель. А сейчас послушайте и скажите откуда эти строки? За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть; Днем свет божий затмевает, Ночью звезды освещает… Дети. Царевна – Лебедь из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Воспитатель. Вспомним еще об одной птице.
Ребенок. Я медведя не боюсь,
От лисы не схоронюсь, Улечу и от орла, Не догонит в два крыла… Свету – Солнцу я сестрица, И зовут меня… (Жар – птица)
Воспитатель. В каких сказках встречается образ Жар – птицы?
Дети. «Иван – царевич и Серый волк», «Конек – горбунок» П. Ершова.
Заслушивается отрывок с описанием Жар – птицы в одной из сказок.
Воспитатель. Почему ее так называют? Дети. Появляется ночью, перья блистают как золото и серебро, глаза светятся огнем, освещает небо. Она вестник бога грозы, питается золотыми яблоками, дающими ей вечную молодость.
Воспитатель. Чем отличаются сказочные птицы от обычных? (ярким оперением, коронами, разговаривают на человеческом языке).
- А что у них общего? (Есть туловище, голова, клюв, крылья, оперение)
- Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (Яркие, красочные, сразу бросаются в глаза)
Физкультминутка.
Спал птенец и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился ввысь и полетел. Солнце утром лишь проснется, Птица кружится м вьется.
Воспитатель. На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет ни одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вы думаете, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите (ответы детей). Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья». Дети проходят и садятся за столы. - Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и настоящие имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост). Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.
- Силуэт можно вырезать из бумаги, сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку. (Ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания)
- Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на правый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея птицы. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура. Дети самостоятельно вырезают силуэт птицы. - Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет. - Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы – это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы – все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.
Самостоятельная творческая деятельность детей.
Воспитатель. Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.
Рассматривание и анализ детских работ.
- Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость и мир в дома – все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне: Мы желаем счастья вам, Счастья в этом мире большом. Как солнце по утрам, Пусть оно приходит в дом. Мы желаем счастья вам, И оно должно быть таким - Когда ты счастлив сам, Счастьем поделись с другим! Воспитатель. Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас.
Взаимодействие с родителями.
1. Консультация для родителей «Этот волшебный мир бумаги (мир оригами)»
2. Организовать для родителей мастер – класс «Лепим из муки».
3. Привлечь родителей к выпечке в домашних условиях жаворонков из теста.
4. Рекомендовать изготовить совместно с ребенком различных птиц : оригами, из бросового материала.
Варианты организации НОД в режимных моментах.
1. Ситуативный разговор с детьми.
2. Рассматривание картины М. Врубеля «Царевна Лебедь».
3. Слушание произведений П. Чайковского «Лебединое озеро», «Времена года» (отрывки). 4. Чтение произведений: П. Ершов «Конек – Горбунок», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»; р. н. с. «Иван царевич и Серый волк» 5. Продуктивная деятельность детей.
Используемая литература:
1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе.
2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.