Ия Кухаева
Конспект НОД для подготовительной группы «Знакомство с первым алтайским мультипликатором Т. Н. Мендошевой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Онгудайская средняя общеобразовательная школа им С. Т. Пекпеева» филиал детский сад «Колокольчик»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: «Знакомство с первым алтайским мультипликатором Т. Н. Мендошевой»
Учителя алтайского языка :
Кухаевой Ии Тулкучиновны
Темочки:
с. Онгудай ул. Ленина, 11
Тел. 8-913-997-52-93
Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
По теме: «Знакомство с первым алтайским мультипликатором Тамарой Мендошевой»
Образовательная область: познавательное развитие
Задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- пробудить у детей гордость за успехи земляков;
- формировать интерес и привязанность к родному краю;
- развивать патриотические чувства.
- обогащать и расширять представления детей о мультфильмах.
Материал: Кукла Теертпек, портрет Т. Мендошевой, картины героев сказок, мульфильм «Теертпек», карточки с изображением разных героев, карандаши, клей.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Беседа.
Педагог приходит в группу с куклой Теертпек.
(Дети сидят полукругом)
- Jакшлар, балдар! Я рада вас всех видеть, и мой друг Теертпек.
- Ребята, что вы любите больше всего делать? А какое занятие детское вам нравится? (ответы детей)
- Хорошо, а посмотрите на мою картину. (Педагог показывает героев разных мультфильмов) Это герой какого мультика? («Давайте жить дружно»)
- А мой друг, из какой сказки? («Теертпек»)
- Вы любите, когда на экране появляются герои любимых детских книжек — проказник Карлсон, который живёт на крыше, забавный медвежонок Винни-Пух, добрый и немножко грустный крокодил Гена? (Ответы детей)
- а вам ребята, какие мультики нравятся? (Ответы детей)
- Персонажи сказочные ведут себя совсем как живые да?— они радуются, грустят, совершают самые невероятные чудеса.
Но это никого не удивляет. Ведь мы привыкли, что в мультипликации всё возможно. И редко кто задумывается: а как же, собственно, происходит это необыкновенное чудо? (Ответы детей)
- этот вопрос интересует не только нас, но и нашего гостя, моего друга Теертпек (Теертпек сидит на стульчике рядом с детьми)
- Как всё это происходит, ребята, на экране? Кто может сказать?
- Что надо сделать, чтобы получился мультик?
- Совершают чудо художники-мультипликаторы — добрые волшебники экрана. Это под их руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Но оживить персонаж, оказывается, совсем непросто. Ведь в жизни не существует ни Карлсона, ни Чебурашки.
- А вот кто же их создает, ребята? (Ответы детей)
- Правильно! (Их создаёт художник из множества рисунков.)
- Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков. И это для одного мгновения! А сколько же надо нарисовать рисунков для десятиминутного фильма? Около 115 тысяч. И не просто нарисовать на бумаге, а перевести на целлулоид, раскрасить и отснять на мультстанке, кадр за кадром. Это большой и кропотливый труд. Одному художнику, конечно, трудно справиться с такой огромной работой. Поэтому в работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей. Мы с Вами об этом даже порой не подозреваем. Но за-то какую огромную радость доставляет всем нам встреча с героями рисованных фильмов. Вы со мной согласны ребята? (Ответы детей)
- Есть и мультфильмы по алтайским сказкам. Первые мультфильмы созданы нашим режиссёром-мультипликатором Тамарой Николаевной Мендошовой. (Показывает портрет)
Тамара Николаевна родилась в Нижней Талде, Онгудайского района. В детстве она и не мечтала быть режиссёром, а о мультфильмах она и не знала.
Ведь были времена, когда электричество давали на 3-4 часа, редко показывали художественные фильмы.
- Как вы думаете, ребята, чем же занимались в те времена дети? (Ответы детей)
- Представьте себе, электричества нет, чем можно заняться? Игра «Хорошо, плохо» (Ответы детей)
- Да, много интересных занятий можно придумать.
- Среди многих воспоминаний о той поре есть и такое. Вечерами в селе любили собираться у старых людей, слушали легенды, сказки, истории старых времён, соревновались в отгадывании загадок, в знании пословиц и поговорок.
- Маленькая Тамара любила эти вечерние посиделки.
после окончания школы, поступила в Московский институт культуры на режиссёрский факультет.
Теперь она работает в Алма-Атинской киностудии «Казахфильм».
Она первый призёр, лауреат премии имени Чорос – Гуркина - это высшая награда в нашей Республике. (можно показать нагрудной знак)
- А сейчас я вам предлагаю встать на ножки и немного отдохнуть вместе с Теертпеком.
Физкультминутка:
Теертпек чыкты тышкары
Ары корди, бери корди
Тошко барар деп санаанды
Тошто отурып jынылады 1,2,3,4,
Сергек туруп калыды 1,2,3,4,
Онон jанар деп сананды
-Амырап алдарба? Отдохнули?
-Теперь самое главное - Теертпек нам принёс сюрприз.
Дети усаживаются на подушки возле телевизора.
- Давайте сядем поудобнее на подушки. Будем смотреть сказку, а как называется сказка, вы мне ответите после просмотра.
Показ мультфильма на алтайском языке «Теертпек» (7 минут.)
- как же называется сказка? Правильно, молодцы! (Ответы детей)
- а какого народа сказка? (Ответы детей)
- Саша какой момент в этой сказке тебе запомнилось и понравилось? (Ответ)
- Вот какой сюрприз хороший приготовил мой друг Теертпек. Вы согласны со мной? (Ответы детей)
Дети подходят к заранее подготовленному столу.
- А сейчас мы побудем мультипликаторами, я для вас приготовила кое-что интересное. Для каждого из вас лежат на столе по 2 карточки, надо их раскрасить. Постарайтесь сделать это быстро, приступайте к работе.
- Как на самом деле приводили в движение персонажей. Края полосок приклеим. Возьмём карандаш, верхнюю карточку закрутим с карандашом, вот так, теперь придерживайте одной рукой карточку, а второй быстро раскроем бумагу, и сразу же свернём обратно. Что же ребята получилось? (Ответы детей) – Да наши герои оживают!
- Экемель кто у тебя получился? Смотрите ребята персонаж ожил, и совершает движения (Дети делятся впечатлениями)
- Ребята, интересно мы провели время? (Ответы детей)
- А что вам запомнилось? (Ответы детей)
-А что понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Эти карточки заберите домой, вы можете придумать свой мультик, побыть режиссёрами.
- Мне было с вами очень интересно.
- А теперь мы должны попрощаться. Jакшы болзын!