Наталья Лабуз
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы «Знакомство детей с К. Циолковским»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе.
Тема «Знакомство детей с К. Циолковским»
Цель: сформировать первоначальные представления о знаменитом ученом-изобретателе, значении его работ для космонавтики;
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы „Знакомство детей с К, Циолковским“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• систематизировать знания детей о первых космонавтах, познакомить с российским ученым и изобретателем основоположником космонавтики К. Э. Циолковским.
• Расширять и обогащать словарь по теме: «реактивный двигатель», «космонавтика», «многоступенчатая ракета».
Коррекционно-развивающие:
• Развивать мелкую и общую моторику, логическое мышление;
Воспитательные:
• воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к Родине, своему городу.
Оборудование:
портреты К. Циолковского, Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова;
телевизор; фотографии памятников в г. Рязани и г. Бобровске, музея Циолковского в Ижевском, улицы Циолковского в Рязани, листы А4 с лабиринтом для задания; для опыта по запуску ракеты: картинка Марса, леска, макет бумажной ракеты, воздушный шарик, скотч; картинки с ребусом «Космос», набор картонных геометрических фигур.
Предварительная работа: п/и «Ждут нас быстрые ракеты», просмотр презентаций о космосе, мультфильмов по теме из серии «Барбоскины», занятие по окружающему «Первые космонавты», рисование по теме «Космос», рассматривание иллюстраций в книгах, музыкальное развлечение «Путешествие по планетам».
Ход занятия
:
Дети сидят на стульях перед экраном.
Воспитатель: «Ребята, мы с вами много узнаем с детским саду, разговариваем на разные темы. О чем сегодня мы будем говорить, я зашифровала в ребусе. Давайте попробуем отгадать. Внимание на экран.»
Дети отгадывают ребус. Правильно – это космос. Я подобрала 4 фотографии, относящиеся к космосу. Посмотрите и скажите, все ли правильно я сделала. Мне кажется что одна из фотографий не подходит. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.
Воспитатель показывает детям на экране фото:
1. Юрий Гагарин
2. Алексей Леонов
3. Валентина Терешкова
4. Константин Циолковский
Воспитатель уточняет, кто изображен на фото.
1. Юрий Гагарин – лётчик-космонавт, первый человек в мире, полетевший в космос.
2. Алексей Леонов – лётчик-космонавт, первый вышедший в открытый космос.
3. Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт, полетевшая в космос. В 2014 г. несла олимпийский флаг на олимпийских играх в Сочи.
4. Константин Циолковский - кто он?
После уточнения воспитатель предлагает ответить на поставленный ранее вопрос (ответы детей): «Все ли фотографии я подобрала верно?» А вот правильно ли мы с вами ответили, мы узнаем позже, когда познакомимся с этим неизвестным пока человеком и его вкладом в космонавтику.
На экране фотография К. Циолковского. Его называют отцом космической науки.
Рассказ воспитателя.
К. Э. Циолковский родился 17 сентября 1857 г. в с. Ижевское нашей рязанской области. Этой осенью наш город и страна отмечали 160-летие. А что же он такого сделал, что его День рожденье отмечают до сих пор.
С юных лет он интересовался изучением межпланетного пространства. Он придумал схему космической ракеты, подробно описал возможность её движения в пространстве. Задолго до появления ракет, Циолковский доказал возможность их запуска в космос.
Давайте мы с вами тоже соберем свою ракету. Предлагаю вам выбрать себе кусочек ракеты и пройти за стол, за которым вы по очереди соберете ракету. Номер отмечен на обратной стороне детали. Только перед работой нам с вами нужно подготовиться, размять свои руки.
Воспитатель с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.
Проговаривая текст, дети поочередно ритмично соединяют пальцы каждой руки с большим пальцем.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты
Но у нас один секрет –
Опоздавшим места нет.
Воспитатель приглашает детей пройти за стол. Дети выполняют задание.
Константин Циолковский доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. А как же запустить ракету в космос? К. Циолковский описал стартовые механизмы для придания ракете начальной скорости, способной выбросить её за пределы земной атмосферы. Исследовал топливо для ракет, рекомендовав смесь водорода и кислорода.
Воспитатель предлагает запустить ракету на планету. На потолке прикреплена картинка с изображением Марса, с леской, опускающейся под наклоном на пол. Воспитатель предлагает создать топливо из кислорода для нашей ракеты. Задает детям вопрос о способах «движения» ракеты. Дети высказывают свои варианты. Воспитатель подводит детей к разным вариантам движения воздуха (дуть, махать веером, надуть воздушный шарик).
Воспитатель предлагает детям показать, как надувается воздушный шарик. Дети имитируют надувание шара (глубокий вдох через нос, долгий выдох через рот). Упражнение выполняется на ковре, повторяется 3-5 раз.
Воспитатель уточняет, что для проведения опыта нужны 2 помощника – самые ловкие и умные. Чтобы отобрать себе помощников, как настоящих космонавтов, детей ждет испытание. Нужно найти в лабиринте путь ракеты к планете.
Дети присаживаются на места и выполняют задание индивидуально. Первые 2 ребенка, правильно выполнившие задание, помогают воспитателю в проведении опыта.
Воспитатель демонстрирует опыт «Запуск ракеты с помощью воздушного шарика». Проводится обратный отсчет для запуска вместе с детьми: «5,4,3,2,1. Пуск».
После проведения эксперимента, дети пытаются объяснить причину движения ракеты. Воздух из шарика вылетает в одном направлении, толкая сам шарик в противоположную сторону. Именно так устроены реактивные двигатели на самолетах и ракетах. Циолковский объяснил устройство не только самой ракеты, но и ее двигателя. Для управления полётом ракеты предусматривались газовые рули. Объяснил способ возвращения ракеты на землю, чтобы она не сгорела, как метеорит.
Воспитатель спрашивает: «А если ракету надо запустить дальше в космос?». (нужно больше топлива). Этим тоже занимался К. Циолковский. Он разработал теорию движения составных ракет или ракетных поездов. Сейчас мы это называем многоступенчатыми ракетами. Составная ракета состоит из нескольких соединенных одна за другой ракет. При взлете нижняя ракета толкает ту, что находится выше. Когда всё топливо из нее выйдет, она отделяется и падает на землю. Затем начинает работать двигатель следующей ракеты. Теперь предпоследняя ракета становится последней и толкает оставшиеся до тех пор, пока не закончится ее топливо, а затем также отделяется от поезда. До самой цели доходит лишь сама ракета с уже набранной высокой скоростью, которую она получила от тех частей, которые отцеплялись постепенно от нее.
Воспитатель уточняет, что в космосе нет воздуха. А что там есть (невесомость). Больше 100 лет назад Константин Циолковский описал состояние невесомости, как будто сам побывал в космосе. Предлагает представить, что мы в невесомости. Проводится упражнение ласточка. Дети встают свободно на ковре, принимают положение «Ласточка». Цель упражнения: продержаться как можно дольше. Кто опустил ногу, присаживается на место.
В г. Рязани и многих других городах России есть улицы, названные в честь ученого, изобретателя, основатель современной космонавтики и ракетной техники Константина Циолковского. В нашем городе на ул. Циолковского рядом с театром драмы стоит памятник этому человеку. Воспитатель на экране демонстрирует фото улицы и памятника, а на родине в селе Ижевское работает музей К. Циолковского.
Интересный памятник исследователю космоса и воздухоплавания можно увидеть в Боровске, где автор отобразил вечную тягу человека к познанию бескрайней Вселенной.
Подводя итог занятия, воспитатель предлагает еще раз подумать и ответить на вопрос: «Чья же фамилия не относится к космосу?». А какая фамилия самая главная? Почему? Ответы детей. Константин Эдуардович Циолковский – основоположник космонавтики. Его называют отцом космонавтики. Этот великий ученый и изобретатель сделал ещё много открытий, о которых вам обязательно расскажут в школе.