Наталия Мальникова
Конспект НОД по ПДД для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по теме «Дорожные знаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
Закреплять умение различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей.
Коррекционные задачи:
Учить объяснять образование слов (наземный, подземный, надземный переход).
Развивать диалогическую речь: умение задавать вопросы и отвечать на них.
Упражнять в употреблении предлога «между».
Развивающие задачи:
Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, умение группировать их по назначению.
Публикация «Конспект НОД по ПДД для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по теме „Дорожные знаки“» размещена в разделах
- Дорожные знаки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Формировать обобщающие понятия «дорожные знаки», «указательные», «предупреждающие», «запрещающие». Учить отгадывать загадки.
Развивать слуховое внимание в игре «Да-нет», зрительную память в продуктивной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей культуру речи: задавать вопросы по одному, голосом средней громкости, не перебивать друг друга, не повторять ответы детей.
Воспитывать осторожность и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Пропедевтическая работа:
1. Знакомство с дорожными знаками на занятиях и рассматривание их на целевых прогулках на улицу.
2. Экскурсии к перекрёстку, наблюдение за переходом дороги пешеходов по «зебре».
3. Чтение сказки А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
4. Составление загадок о дорожных знаках в саду и дома.
5. Беседы по правилам дорожного движения.
Словарная работа:
Существительные: знак, проезжая часть, переход.
Прилагательные: указательный, предупреждающий, запрещающий, наземный, подземный, надземный.
Глаголы: переходить, останавливаться, тормозить, выполнять.
Наречия: опасно – безопасно.
Материал к занятию:
1. Карточки с изображением дорожных знаков: «Въезд запрещён», «Пешеходный переход», «Дорожные работы», «Скользкая дорога», «Дети».
2. Геометрические формы (круг, квадрат и треугольник, символизирующие разные группы знаков: указательные, предупреждающие, запрещающие.
3. Коробка с перепутанными в ней карточками с изображением дорожных знаков
(в количестве 20 штук); 3 пустые коробки.
4. Картинки с изображением знаков «Наземный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».
5. Картинки – задания детям «Нарисуй в этих фигурах дорожные знаки».
Ход занятия:
1 часть: Игра «Теремок».
Дети с воспитателем идут по кругу, хором проговаривая слова:
«Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок»
Воспитатель: - И поселился в теремке «Пешеходный переход». А ещё кто?
Дети: - Я – «Въезд запрещён».
- Я – «Дорожные работы».
- Я – «Скользкая дорога».
- Я – «Движение запрещено» и т. д.
Дети говорят фразу и садятся на стулья перед доской.
Воспитатель: - Кто же поселился в теремке?
Дети: - Дорожные знаки.
2 часть: Игра «Да – нет» (линейная).
Воспитатель: - Дорожные знаки очень серьёзные и строгие. Как вы думаете, почему?
Дети: - Знаки учат пешеходов и водителей правилам дорожного движения.
Воспитатель: - Но ещё знаки очень любят играть.
На доске в ряд выставлены карточки с изображением дорожных знаков: «Въезд запрещён», «Пешеходный переход», «Дорожные работы», «Скользкая дорога», «Дети» для проведения линейной игры «Да-нет».
Воспитатель дает инструкцию детям: - Прежде, чем начать игру «Да-нет», надо вспомнить правило.
Дети: - Найдём серединку, уберём половинку.
Воспитатель: - Начинаем игру. Я загадала знак. Задавайте вопросы.
Дети: - Вы загадали знак, который стоит между знаком «Дорожные работы» и знаком «Дети»?
Воспитатель: - Нет.
Дети: - Вы загадали знак, который стоит между знаком «Дорожные работы» и знаком «Въезд запрещён»?
Воспитатель: - Да.
Дети: - Вы загадали знак «Пешеходный переход».
Воспитатель: - Что говорит этот знак пешеходу и водителю? Какое здесь правило?
Дети: - Пешеходу надо переходить проезжую часть только в этом месте– по «зебре», а водителю надо остановиться перед этим знаком.
Ребёнок читает стихотворение:
Есть на каждом перекрёстке
Пешеходный переход,
Перейти дорогу просто
Здесь без риска и хлопот.
Игра «Да – нет» продолжается. Второй раз загадывать знак может ребёнок.
3 часть: Игра «1, 2, 3 – к своей фигуре беги».
В разных углах групповой комнаты размещены геометрические формы (круг, квадрат и треугольник, символизирующие разные группы знаков: указательные, предупреждающие, запрещающие. На столе в центре комнаты лежит коробка с перепутанными в ней карточками с изображением дорожных знаков (в количестве 20 штук). По команде воспитателя: «1, 2, 3 – к дорожному знаку беги», дети берут по одной карточке со знаком и бегут к тому символу, который определяет назначение этого знака. Называют этот «знак» и кладут его в коробку, лежащую рядом. Игра продолжается до тех пор, пока дети не разложат все карточки со знаками по трём коробкам.
Затем воспитатель предлагает детям проверить правильность разложенных карточек и назвать каждую группу знаков, обобщая тем самым их назначение и названия: указательные, предупреждающие, запрещающие.
4 часть: Игра «Хорошо – плохо».
Воспитатель: - Паша приготовил для вас дома вместе с мамой загадку о каком-то знаке. Попробуйте её разгадать.
(Одному из детей было дано задание: дома составить загадку о знаке «Пешеходный переход», т. к. дети владеют алгоритмом составления загадок).
Ребёнок: - Он полосатый, а не зебра,
Он чёрно-белый, а не телевизор,
Он лежит, а не ковер. Что это?
Дети: - Это знак «Пешеходный переход».
Воспитатель выставляет картинку с этим знаком на доске.
Воспитатель: - Ребята, хорошо, что на проезжей части есть знак «Пешеходный переход». Почему?
Дети: - Хорошо, потому что он указывает водителям на то, что в этом месте люди переходят дорогу.
- Хорошо, потому что знак указывает пешеходам, что в этом месте безопасно переходить дорогу.
Воспитатель: - Ребята, но это и плохо, что на проезжей части есть знак «Пешеходный переход». Почему?
Дети: - Плохо, потому что водителю перед знаком нужно остановиться, затормозить. Когда машина сильно тормозит, то у неё стираются шины на колёсах.
- Плохо, потому что если даже водитель спешит, то всё равно нужно остановиться и ждать.
- Плохо, потому что ели водитель не заметит этот знак, то может наехать на пешехода, переходящего дорогу.
Воспитатель: - У этого знак есть ещё одно название – «Наземный переход».
(Дети проговаривают это слово и отхлопывают его, тем самым, отрабатывая слоговую структуру слова).
Воспитатель: - Как вы думаете, почему этот знак так называется?
Дети: - Потому что он указывает на то, что переход через дорогу находится на земле.
Воспитатель выставляет на доске картинки с изображением знаков «Подземный переход» и «Надземный переход».
Воспитатель: - Как называются эти знаки?
Дети: - «Подземный переход» и «Надземный переход».
(Дети проговаривают эти слова и отхлопывают их, тем самым, отрабатывая слоговую структуру слов).
Воспитатель: - Как вы думаете, почему эти знаки получили такие названия?
Дети: - Знак «Подземный переход» указывает на то, что переход через дорогу находится под землёй.
- Знак «Надземный переход» указывает на то, что переход через дорогу находится над землёй.
Воспитатель: - Что объединяет все три знака?
Дети: - Они все указывают на место безопасного перехода через проезжую часть.
Воспитатель: - К какой группе дорожных знаков относятся эти три знака?
Дети: - Эти знаки – указательные.
5 часть: Заключительная.
Воспитатель: - Кто приходил в «Теремок»?
Дети: - Дорожные знаки.
Воспитатель: - Какое правило надо помнить в игре «Да – нет»?
Дети: - Найди серединку, убери половинку.
Воспитатель: - Какие группы дорожных знаков вы знаете?
Дети: - Указательные, запрещающие, предупреждающие знаки.
Воспитатель: - Что важно знать и соблюдать на дороге?
Дети: - Правила дорожного движения.
Много есть различных знаков.
Эти знаки надо знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать!
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображёнными на них фигурами: кругом, квадратом и треугольником. Хвалит детей за знание правил дорожного движения и дорожных знаков и предлагает вечером выполнить задание на этих картинках «Нарисуй в этих фигурах дорожные знаки».