Наталья Ляпчева
Конспект НОД «Квашение капусты» для детей старшей группы
Конспект НОД для детей старшей группы «Квашение капусты»
Цели: Расширять и систематизировать представления и знания детей об овощах; познакомить с технологией приготовления квашеной капусты.
Задачи:
Образовательные: дать детям понятие, что овощи являются источником витаминов; закрепить приметы осени; уточнить представления об овощах, о деятельности людей осенью; познакомить с разнообразием видов капусты, ее полезными свойствами и значением в здоровом питании человека;
Публикация «Конспект НОД „Квашение капусты“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Капуста. Все о капусте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Развивающие: развивать интерес к растительному миру; активизировать словарь детей.
Воспитывающие: воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с тяжелыми и острыми предметами, воспитывать усидчивость, настойчивость, желание доводить начатое дело до конца.
Материал и оборудование:
кочаны свежей капусты,морковь, соль, тёрка, ёмкость под капусту.
Предварительная работа: беседа с детьми о пользе овощей, рассматривание овощей; разучивание пальчиковой гимнастики “Засолка капусты”; Д/и “Узнай на вкус”; отгадывание загадок об овощах.
Ход занятия
Чтение отрывка стихотворения Ю. Тувима “Овощи”
Однажды хозяйка с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла.
Морковку, капусту, картошку, горох.
Петрушку и свеклу. Ох!
Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом все, что принесла домой с базара хозяйка?
Дети: Хозяйка с базара принесла овощи.
Воспитатель: Хозяйка принесла овощи с базара, а как овощи попали на базар?
Дети: Овощи привезли с огорода на базар.
Воспитатель: Как называется то место, где растут овощи?
Дети: Овощи растут в огороде.
Воспитатель: Ребята скажите, а когда люди собирают урожай овощей?
Дети: Люди собирают урожай осенью.
Воспитатель: А почему именно осенью собирают урожай?
Дети: Осенью овощи созревают, поэтому люди собирают урожай овощей.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили.
А теперь отгадайте загадку:
«Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я (капуста).
Воспитатель: Правильно, капуста. Капуста – очень полезна для нашего организма. Калий укрепляет наши мышцы и помогает работе сердца. Кальций делает наши кости крепкими. А витамины? Когда к концу зимы количество витаминов в пище уменьшается, люди начинают болеть.
Воспитатель: а что мы должны делать, чтобы не болеть?
Дети: Заниматься спортом, кушать витамины и конечно закаляться.
Воспитатель: вот тут и приходит на выручку капуста, ведь мы кушаем её круглый год. Главный витамин – аскорбиновая кислота (витамин С) – сохраняется в квашеной капусте так же, как и в свежей. Салаты из свежей капусты и квашеной, сохраняют почти все свои питательные и лечебные свойства.
Воспитатель: ребята, какой у нас сейчас месяц?
Дети: октябрь
Воспитатель: А какой мы праздник знаем в октябре?
Дети: «День урожая»
Воспитатель: правильно! А какой урожай мы собираем?
Дети: урожай капусты
Воспитатель: В народе про октябрь есть пословицы: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой. Октябрь-капустник, пропах капустой.
Воспитатель: Ребята, если с осени держать капусту свежей, то она может не сохраниться у нас до середины зимы.
Воспитатель: Что же нам сделать? Чтобы мы могли и зимой кушать капусту?
Дети: заквасить.
Воспитатель: правильно, заквасить.
Давайте, вспомним, как мы с вами квасили капусту
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Воспитатель: Вот и вспомнили как квасить капусту.
А теперь давайте приступим к работе.
Практическая работа.
Воспитатель с детьми надевают фартуки и косынки.
Воспитатель с тремя девочками рубят капусту, затем с другими двумя трут на терке морковь.
Каждый ребенок сыпет по горстке каменной соли.
Отжали ручками капусту.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, почему руками нужно отжимать капусту?
Ответы детей
Воспитатель: если вкладывать свою душу в приготовление и думать о здоровье близких, то капуста получится вкусная, сочная и полезная.
Готовую капусту даем посмотреть и понюхать детям.
Воспитатель: А теперь наша капуста постоит в кастрюле несколько дней. Впитает соль, даст сок, отдохнет и будет готова.
В течение трёх дней воспитатель с детьми наблюдают за изменением капусты в кастрюле.
Итог.
Воспитатель: ну а теперь, давайте, вспомним, какое блюдо мы вместе приготовили?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были большими молодцами! И теперь мы с вами будем кушать витамины всю зиму!
Готовую квашеную капусту отдаем в столовую для приготовления борщей, щей и винегрета.