Ольга Кельцына
Конспект НОД для детей старшей группы «Кто такие микробы?»
Цель: формирование простейших представлений о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат, что они бывают полезными и вредными.
Задачи:
-развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира (микроорганизмам) в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
- развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии;
- формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Кто такие микробы?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил.
- активизировать желание познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и использовать их в повседневной жизни.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально0коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Средства:
У педагога: флешка с мультипликационным фильмом «Микробы»;
кусочки хлеба с плесенью в закрытой посуде.
У детей : пластилин, дощечка;
здоровая веточка с дерева;
полусгнившая веточка.
Методы обучения: рассказ, беседа, просмотр мультфильма, наблюдение, моделирование.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
На столе лежит яблоко. В группу входит Незнайка и хочет это яблоко взять.
Воспитатель: Незнайка, что ты делаешь? Не бери его. Яблоко немытое, его нельзя есть.
Незнайка: Почему? Оно же чистое, на нем ничего нет.
Воспитатель: Оно покрыто микробами.
Незнайка: Микробы? А кто это такие?
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое микробы? Хотите узнать о них? Ответы детей : ….
2. Основная часть (содержательный этап)
Воспитатель: Так что такое микробы? Вернее, кто такие микробы?
Ответы детей : ….
Воспитатель, обобщая ответы: Правильно, микробы – это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. У них нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики и палочки. Но они также, как мы, едят, дышат, передвигаются.
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран.
Просмотр мультипликационного фильма (3 мин.).
Воспитатель: Что едят микробы?
Ответы детей : ….
Воспитатель, обобщая ответы: Правильно, микробы едят все. Хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю. У вас на столах лежат две веточки с деревьев. Определите сами, какой из них ели микробы, а какой - нет?
Дети рассматривают объекты и самостоятельно высказывают предположения.
Воспитатель: Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту банку, чтобы плесень не распространилась в комнате. А почему?
Ответы детей : ….
Воспитатель, обобщая ответы: Правильно. Она может быть опасной для человека. Но через стекло ее хорошо видно.
Как вы думаете, все микробы опасны для человека?
Ответы детей : ….
Воспитатель, обобщая ответы: Вы правы, некоторые микробы бывают очень полезны. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.
Есть микробы, которые едят здорового человека или животного. Как можно назвать такие микробы?
Предполагаемый ответ детей : Это вредные микробы.
Воспитатель: Когда в человека селится вредный микроб, что с ним происходит?
Предполагаемый ответ детей : Человек заболевает.
Воспитатель: Человеку нравится, когда его ест микроб?
Предполагаемый ответ детей : Нет не нравится.
Воспитатель: Что делает человек?
Предполагаемый ответ детей : Борется с микробами.
Воспитатель: Как человек борется, как помогает себе?
Предполагаемый ответ детей : Пьет лекарство, делает укол.
Воспитатель: Как вы думаете кто кого победит?
Ответы детей : ….
Воспитатель, обобщая ответы: Конечно, в конце концов побеждает человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.
Как вы думаете, микробы в человеке селятся всегда одинаковые?
Предполагаемый ответ детей : Нет.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Предполагаемый ответ детей : Если поселились в горле – ангина, если в ухе – воспаление уха, если в кишечнике – болит живот.
Воспитатель: А как микробы от одного человека переходят к другому? Ответы детей : ….
Воспитатель, обобщая ответы: Правильно. Когда человек чихает или кашляет, бактерии разлетаются вокруг и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям, заразить их.
Как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы?
Предполагаемый ответ детей : на слабых, кто переохладился, пил холодную воду, съел немытые фрукты, не мыл руки, не делал гимнастику, не закалял себя.
Воспитатель: Конечно. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучить себя и к жаре, и к холоду, содержать в чистоте помещение и самого себя.
Физкультминутка.
Воспитатель: Дети:
Льется чистая водица - Движение руками сверху вниз
Мы умеем чисто мыться - Имитируем умывание лица
Порошок зубной берем, - Имитируем чистку зубов
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши, - Имитируем мытье шеи, ушей
После вытремся посуше. - Имитация вытирания полотенцем
Поверни головку вправо, - Поворот головы вправо
Поверни головку влево, - Поворот головы влево
Опусти головку вниз - Наклон головы вниз
И тихонечко садись. - Садимся
Воспитатель: Кроме того, что микробы могут двигаться, есть, дышать, у них есть еще одно интересное свойство. Они могут размножаться. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Как думаете, почему?
Предполагаемый ответ детей : Там тепло, много еды, много влаги.
Воспитатель: А вы хотите узнать, как это происходит?
Предполагаемый ответ детей : Да.
Воспитатель: Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились два новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая. Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто они выросли.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что теперь с ними произойдет дальше?
Ответы детей : ….
Воспитатель, обобщая ответы: Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию еще пополам. Сколько стало?
Предполагаемый ответ детей : Четыре.
Воспитатель: И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. Что будет дальше?
Ответы детей : ….
Воспитатель : Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.
А теперь давайте посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство. Оно подействовало на микробы, те сморщились, слиплись между собой…
Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов. Вот и справился с ними человек. Выздоровел
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Так ли уж опасны микробы?
Ответы детей : ….
Воспитатель, обобщая ответы: Конечно, нет, потому что человек научился с ними бороться. Поэтому, несмотря на то, что вокруг много микробов, люди побеждают их.
Воспитатель : Скажите, что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей : ….
Воспитатель : Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм?
Ответы детей : ….
Воспитатель : Что делать, чтобы проникнув в организм, они не размножались, а погибли?
Ответы детей : ….