Лариса Сухих
Конспект НОД для детей старшего возраста «Русские богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русские богатыри»
Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о былинных богатырях – защитниках земли русской (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче);
Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, щит) и оружия русского богатыря (меч, лук и стрелы);
Публикация «Конспект НОД для детей старшего возраста „Русские богатыри“» размещена в разделах
Познакомить с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря».
Развивающие: расширить словарный запас; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.
Оборудование: Репродукция картины В. М. Васнецова «Три богатыря» (разрезанная на фрагменты); картинки с изображением оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей, муляж камня со стрелками и надписями.
Предварительная работа: Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», и другие. Заучивание пословиц, поговорок. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова, презентация «Былинный живописец», рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Три богатыря», иллюстрации оружия русских богатырей, их доспехов.
Лексическая работа:
Былина – русская эпическая песня о богатырях.
Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
Предки – это люди, которые жили на земле много-много веков назад.
Странники – человек, странствующий, путешествующий пешком.
Сказитель - Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки, играя на гуслях.
Ход занятия
Дети встают рядом с воспитателем.
Воспитатель: здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Так раньше говорили на Руси.
-А, вот о ком мы поговорим с вами, вы узнаете, отгадав загадку:
Загадка:
Ладно скроен, крепко сшит,
За землю русскую стоит.
Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете
Одного напомню я – это Муромец Илья!
Дети: О богатырях, защитниках Земли Русской.
Воспитатель: Молодцы. Дети, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети: Мы узнали о богатырях из былин, сказок.
Воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?
Дети: Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина — это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.
Воспитатель: Правильно. Былина – героическая песня о богатырях. Создателем былин был народ.
Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, кто рассказывал былины?
Дети: Рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал былины?
Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.
Воспитатель: Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Воспитатель: Дети, предлагаю вам послушать и посмотреть, как сказители играют на гуслях.
(Дети садятся на стулья)
Сказитель так и говорил (звучат гусли) :
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Какие былины вы знаете?
Дети: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»…
Воспитатель: Так кто же такие богатыри?
Дети. Защитники Родины.
Воспитатель: А, с кем сражались богатыри?
Дети: Змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником, Тугарин – Змеевич.
Воспитатель: Правильно, как с врагами земли русской, так и с темными силами.
Воспитатель: Дети, скажите, какими должны быть богатыри?
Дети: Мужественными, смелыми, сильными, отважными, добрыми, умными.
Воспитатель: А, сейчас давайте и мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.
ФИЗМИНУТКА
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Воспитатель: Перед тем как отправиться в поход богатыри одевали богатырские доспехи.
Вот наше первое испытание «Богатырские доспехи и оружие». Вы должны отгадать загадку и найти картинку с отгадкой на столе.
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Щиты были разные: большие, которые полностью закрывали воина, и маленькие, защищающие только руку богатыря.
Оружие — это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.
Он и овощ и оружие. (лук)
На лук натянутая тетива, и с лука летит по врагу … (стрела)
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Отправляемся в путь. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Давайте подъедем к камню и прочитаем. (На камне перепутанные надпись и стрелки.) Змей Горыныч перепутал стрелки, чтобы мы не знали куда нам идти.
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)
1. Если дружба велика, будет родина крепка
2. Сам погибай, а товарища выручай
3. Жить – Родине служить
4. Счастье Родины – дороже жизни
5. Тот герой, кто за Родину горой
Воспитатель: Молодцы справились мы с вами и с этим заданием. (Стрелки и надписи расставляются правильно)
Пойдёшь направо – Деньги и слава,
Пойдёшь налево – Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо – Ждет опасность и богатырская слава.
Воспитатель: Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель: А вот ребята для нас и третье испытание. Соловей разбойник, раздул картину. Нам с вами нужно её собрать. (Дети выходят по очереди и собирают из кусочков картину «Три богатыря»)
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим испытанием мы с вами справились. Посмотрите на картину Скажите, пожалуйста, как она называется?
Дети: Картина «Богатыри».
Воспитатель: Правильно. Кто автор картины?
Дети: Виктор Михайлович Васнецов.
Воспитатель: Посмотрите на картину. Кто изображен на ней?
Дети: Три богатыря : Илья Муромец, Добрыня Никитич Алеша Попович.
Воспитатель: Кто находится в центре картины?
Дети: Илья Муромец
Воспитатель: Как вы догадались, что это Илья Муромец?
Дети: Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
Воспитатель: Кто слева от Ильи Муромца?
Дети: Добрыня Никитич.
Воспитатель: Кто справа от Ильи Муромца?
Дети: Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно, Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей. Врагов побеждает не силой, а Хитростью, смекалкой, дерзостью. А вот Илья Муромец считается самым главных из русских богатырей. Он самый сильный, рассудительный, за ним всегда последнее слово, он идёт на самые трудные битвы. Куда смотрит каждый из богатырей?
Дети: Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.
Воспитатель: Что охраняют богатыри?
Дети: Землю русскую, её границы, жителей этой земли.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих богатырей?
Дети: Защитники Родины.
Воспитатель: Вот такие богатыри, защитники, силачи жили давным-давно на нашей земле. А как вы думаете, есть ли в наше время богатыри- защитники? Как мы их теперь называем?
Дети: Защитники Отечества.
Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой наказ оставили богатыри нам, своим потомкам:
- Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит — не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Закончилось наше увлекательное путешествие в прошлое. Будем с вами беречь память о великом прошлом и делать лучше будущее наше и нашей Родины. Всем спасибо.