Ирина Улитина
«Маленькие помощники». Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Улитина Ирина Валерьевна,
учитель-логопед,
Пискотина Любовь Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад №50» г. Перми
Непосредственно образовательная деятельность
педагогов и детей среднего дошкольного возраста
по теме «Насекомые»
«Маленькие помощники»
Цель: Вовлечение детей в совместную деятельность с логопедом и воспитателем. Создание условий для возникновения ситуации взаимодействия между взрослыми и детьми.
Задачи:
Публикация «„Маленькие помощники“, Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Расширить и закрепить знания детей о насекомых : бабочке, муравье, пчеле, кузнечике, божьей коровке, среде обитания, характерных особенностях внешнего вида и поведения.
Развивать связную речь. Активизировать словарь по теме «Насекомые». Называть насекомых. Подбирать глаголы действия (кузнечик прыгает, образовывать от существительных прилагательные (дом муравья какой? – муравьиный, дом пчелы – пчелиный, образовывать приставочные глаголы (летать, прилетать, улетать, подлетать, влетать). Упражнять в длительном целенаправленном ротовом выдохе, изолированном произнесении [ж] при звукоподражании.
Развивать общую, мелкую и арт. моторику. Развивать слуховое внимание и восприятие. Развивать зрительно-моторную координацию, зрительно-пространственное восприятие, зрительное внимание и зрительную память.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность и чувство эмпатии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование:
• демонстрационные картинки с изображением насекомых;
• макет улья;
• парные картинки бабочек;
• божьи коровки, сделанные из картона, круги разного цвета, цветные карандаши;
• плоскостные изображения кузнечиков;
• тренажер «Кузнечик»;
• пчелки;
• обручи;
• палочки для муравейника и муравьи;
• атрибуты для создания образа бабочки.
Ход деятельности
В группу прилетает под музыку бабочка.
Б. – Здравствуйте, ребята.
В. – Кто к нам прилетел? Почему вы так думаете?
Б. – Я прилетела к вам с лесной полянки, я живу там с моими друзьями. Промчался по нашей полянке сильный ветер и натворил много разных бед. Я так хочу помочь моим друзьям, но я одна не смогу справиться с неприятностями, мне нужна помощь.
В. – Бабочка, ты говоришь о своих друзьях, но кто они, мы пока никак не поймем.
Б. – Я сейчас вам их покажу, а вы называйте кто это. (Выставляет поочередно картинки божьей коровки, бабочки, муравья, пчелы, кузнечика).
В. – Мы с вами знаем, как можно назвать их всех вместе одним словом. Насекомые.
Б. – Правильно это насекомые. Вы готовы прийти к нам на помощь? Но вы такие большие, как великаны, они могут вас испугаться. Вам нужно стать маленькими. У меня есть волшебная пыльца. Сейчас я положу её каждому на ладошку. Сдуйте её друг на друга и станете маленькими. (Инструкция на правильное сдувание). Теперь вы стали маленькими, мой волшебный фонарик укажет нам путь.
В. – Пойдём туда, где остановился огонёк.
- Кто это?
- Что лежит рядом с муравьями?
- Зачем муравьи ползают вокруг палочек и иголок? Ветер раздул домик.
- Как называется дом муравья?
Б. – Помогите муравьям собрать домик возле ёлочки.
- Вот муравьи собрались к муравейнику. Домик муравьёв какой? Муравьиный.
- Так хочется назвать их ласково, чтобы они успокоились. Муравьишки.
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто –
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста
Б. – Какие вы ребята молодцы! Вам на память о муравьях раскраска.
В. – Смотрите, волшебный фонарик дальше указывает путь.
- К кому он нас привёл?
Б. – Да, это мои подружки бабочки.
- Бабочки-близнецы летали над цветами, от сильного ветра разлетелись в разные стороны. Теперь они волнуются за своих сестрёнок. Возьмите каждый одну бабочку с полянки, найдите в группе её сестрёнку и возвращайтесь ко мне.
- Сёма, где ты нашёл бабочку?
В. – Ребята, а у бабочки есть дом? Нет у бабочки домика. Дом для нее каждая шелковистая травинка, каждая удобная веточка, цветок. Да и за чем ей дом, если живет она всего 2 недели, и за такое короткое время ей нужно узнать целый мир.
Катюша нам расскажет, что делает Бабочка. Стихотворение:
Вот летает Бабочка,
Желтая как лампочка,
Крылышками машет
Нам цветок покажет.
В. –Волшебный фонарик продолжает нам помогать.
- Вы видите, кого из насекомых приютила травка?
- Кто может стать невидимкой в траве? Почему?
Б. – Высокая трава так сильно качалась от ветра, что запутала ножки кузнечику, и он не может выпрыгнуть из неё. Что не может сделать кузнечик? Помогите кузнечику выпрыгнуть из травы, подуйте на неё. Трава распутается, и кузнечик что сделает? Выпрыгнет.
В. - Вот один большой, другой маленький кузнечики. Посмотрите, один кузнечик прыгнул высоко, а другой низко. Почему? Самое удивительное, что они прыгают коленками назад. Посмотрите, как прыгает кузнечик (указка с кузнечиком, следите за ним глазками, головой не вертите (прослеживающее движение глаз за кузнечиком).
В. – Представьте, дети, что вы кузнечики! Прыгаем из обруча в обруч. Физ. минутка «Кузнечики».
Б. – Отлично помогли кузнечикам и поиграли весело. От них вам раскраска.
В. – Опять появился огонёк волшебного фонарика. Ребята посмотрите «Красный маленький жучок отовсюду виден». Кто это? Божья коровка. Что с ними случилось? Кто догадался?
Б. – Ветер сдул черные точки, помогите божьим коровкам, верните им точки! Их можно раскрасить карандашами, или выложить кружочками из бумаги. Садитесь за стол и выберите то, что вам больше понравилось.
– Почему ты выбрал этот карандаш (кружок?
В. – Ребята, а почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листке. Её любая птица заметит. Кто знает? Она выделяет жидкость, которая плохо пахнет. Она то и отпугивает врагов.
Б. – Божьи коровки благодарят вас и оставляют свою раскраску.
Звучит запись жужжания пчелы.
В. – Ой, ребята, что это за звук? Кто это может жужжать?
Д. – Пчелки.
В. – Что с ними случилось?
Б. – Потеряли свой домик. Ребята, вы знаете, как называется домик у пчелы? Улей. Ребята, а почему пчела перелетает с одного цветка на другой.
Д. – Собирает мёд.
В. – Пчелка не мед собирает, а нектар с цветков. А нектар это душистая жидкость. Из нее потом пчела делает мед сладкий, вкусный. Очень полезен взрослым и детям. Вожмите пчелку в руки и посмотрите, как она ярко окрашена. Почему? Спросить 2-3 детей.
В. – Пчела как бы говорит: не подходи, ужалю!
Я сорвать цветок хотела
Поднесла к нему ладонь,
А пчелка с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «не тронь»
Б. – Помогите пчёлам возвратиться в улей. Пчёлы полетят по дорожкам из цветов, по каждой дорожке одна пара. Разделитесь по парам, кто с кем пчёлам будет помогать.
– Яна с Аришей по жёлтым цветам.
Летим друг за другом с цветка на цветок. Приседаем, садим свою пчёлку на цветок. Потом перелетаем на следующий цветок и как пчелы жужжим.
- Что делали пчёлы?
- А к улью подлетели или вылетели?
- Что сейчас сделают пчёлы? Влетят.
- Домик пчёл какой? Пчелиный.
- Пчёлы в улье, они очень рады и от них вам ещё одна раскраска.
В. – Ребята, присядем на полянку, виден огонёк волшебного фонарика?
Б. – Это значит, что вы всем моим друзьям помогли. Мы очень рады, что вы оказались настоящими маленькими помощниками. Пора превращаться обратно в больших с помощью моей волшебной пыльцы. До свидания!
В. – Ребята, какие мы с вами молодцы! Помогли всем! Вам понравилось быть помощниками? Катя, тебе кому понравилось помогать? (так педагог обращается ко всем детям, выдает раскраску с названным насекомым, предлагает раскрасить дома или в группе).