Ольга Григоренко
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Наряд для Матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста
«Наряд для Матрёшки»
(роспись макета с использованием нетрадиционных приёмов рисования)
Выполнила воспитатель первой квалификационной категории:
Григоренко Ольга Юрьевна
Бердск, 2017
Цель:
Пополнить мини - музей группы новыми экспонатами.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста „Наряд для Матрёшки“» размещена в разделах
-формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
-продолжать знакомить с русской матрёшкой;
-научить расписывать макет матрёшки нетрадиционными приёмами рисования (тычки, печатки, штампы, трафареты) ;
- закрепить умение рисовать ватными палочками;
-развивать чувство цвета, учить самостоятельно украшать макет матрёшки, располагая узор по всему силуэту или по краю;
-совершенствовать навыки порядкового счёта пределах пяти;
- развивать у детей фантазию и воображение, вызвать желание стать художниками - мастерами и разукрасить макет матрёшки новыми способами.
- развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, радость, любовь, доброту посредством знакомства с народным творчеством.
Материалы и оборудование:
Матрёшки, сундук, платочки и лоскутки для дидактической игры «Залатай платочек», бусины (окрашенные макаронные изделия) для дидактической игры «Собери бусы»; стихотворение В. Шипуновой «Матрёшки-модницы»;
деревянные макеты матрёшек, гуашь, кисточки, трафареты, печатки, штампы, тычки, баночки с водой, салфетки.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.
Предварительная работа:
-Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семёновская, полхов – майданская, загорская).
-Составление коллекции матрёшек.
-Игра в посещение музея матрёшек.
-Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек.
-Дидактические игры с пяти- и семиместными матрёшками.
- Раскрашивание раскрасок, рисование элементов, используемых в росписи матрешек,
-Слушание русских народных мелодий и песен.
-Создание мини-музея «Матрёшка».
Словарная работа: матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Организационный момент: Игровое упражнение «Солнышко»
- Солнышко, солнышко, в небе свети!
Яркие лучики к нам протяни. Потянуться руками вверх
Ручки мы вложим в ладошки твои, Похлопать в ладоши над головой
Нас покружи, оторви от земли Покружиться, подняв руки вверх
Солнечный лучик быстро скакал, Вытянуть вперёд обе руки
И на плечо он к ребятам упал. Взяться за плечи друг друга
Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
Воспитатель:
Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебный сундучок. Вот он, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, сундук, ты дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в сундучок и достаёт матрёшку).
Как у старшей у матрёшки
Да сафьяновы сапожки-
Каблучки рубиновы,
Сарафан малиновый.
Как у средней у сестрицы
Башмачки как у царицы,
Сарафанчик расписной
И платочек кружевной.
У меньшой матрёшки-дочки
Не сапожки - лапоточки,
Рябиновы серёжки,
На платке - горошки,
Кофточка белёхонька…
Рада вся, радёхонька!
Воспитатель обыгрывает сюжет стихотворения, собирая матрёшек.
Воспитатель:
- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие, средние и маленькие)
- Почему она расписная? (сарафан и платочек украшен цветами)
Воспитатель:
Очень любят все матрёшки разноцветные одё жки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети:
Сарафан, платок, фартук, бусы.
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).
-А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)
- Расписали русские мастера матрёшку на славу : чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. А знаете ли вы, ребята, из чего сделана матрешка? (Из дерева). Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. Матрёшки – веселушки и затейницы. Они приготовили для вас интересные задания. Сейчас мы узнаем, что приготовила нам самая большая матрёшка.
(Открывает матрёшку, в ней записка)
Матрёшка просит рассказать стихи про неё. А вы знаете? (Да)
(Дети читают стихи)
1 ребенок:
Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрёшки.
2 ребенок:
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Воспитатель (читает записку)
Дидактическая игра «Залатай платочек»
Ребята, у матрёшек порвались платочки, давайте им поможем починить их, залатать. Посмотрите, подойдёт ли этот лоскуток к платочку (Нет) А этот? (Да). Теперь посмотрите на ваши платочки и подберите лоскутки.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, справились с этим заданием, наша матрёшка очень довольна - доброе дело сделали.
Третья матрёшка предлагает вам поиграть, давайте вместе отдохнём и поиграем.
Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, («Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. («Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки (Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам)
Воспитатель:
Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.
-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей : бережно, аккуратно
Воспитатель:
Дидактическая игра «Собери бусы»
Воспитатель:
Ребята, четвёртая матрёшка предлагает вам придумать украшение для её сестёр. Смотрите, какие красивые в сундуке бусины. Какое украшение можно из них сделать? (Бусы). Матрёшке понравятся те бусы, на которых будет ровно пять бусин. Отсчитывайте бусины и нанизывайте их на верёвочки.
(Дети самостоятельно выполняют задание)
Что же нам хочет сказать последняя матрёшка? Она шепчет, что хочет чтобы вы помогли её подружкам матрёшкам, превратились в мастеров и расписали им платочки и фартуки с помощью разных печаток, штампов, тычков, трафаретов, ватных палочек.
Пальчиковая гимнастика
Мастера, скорей за дело (Подражательные движения по тексту)
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Чтоб матрёшек украшать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).
В нашей мастерской есть различные материалы: печатки, тычки, штампы, ватные палочки, выбирайте чем вы будете рисовать наряд для матрёшек.
(Самостоятельная работа детей)
Итог занятия:
Воспитатель: Какие у нас получились матрёшки?
Дети: Нарядные, красивые.
Воспитатель:
Молодцы. Сегодня, мы пополнили наш мини-музей новыми экспонатами.
Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!
Литература.
«Знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством. Русская матрёшка».С-П Детство-пресс 2015., Н. Н. Леонова
«Декоративное искусство - детям». М., 1970. Н. Пантелеев.
«Радость творчества».М., Соломенникова О. А.
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» «Декоративное искусство - детям». М., 1970. Н. Пантелеев.
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М. ,1981.,Т. С. Комарова.
«Изобразительная деятельность в детском саду» М. ,2016., И. А. Лыкова