полина лупачева
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Три богатыря»
▼ Скачать
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Три богатыря»
Воспитатель Лупачева Полина Владимировна
Цели:
1 Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2 Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.
3 Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Три богатыря“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
4 Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
5 Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Познавательные:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2. Дать представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4. Познакомить детей с оружием и одеждой богатырей.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Интеграция образовательных областей. Познание. Социализация. Коммуникация.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
2. Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских.
3. Разучивание стихов, пословиц.
Оборудование:
1. Картина В. М. Васнецова «Богатыри»
2. Камень
3. Слайды
Активизация словаря:
Богатырь, сказатель, кольчуга, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, лук и стрелы, булатный кинжал, гусли.
Содержание
Вступительное слово
Наша родина очень красива и богата. Много у нас лесов, рек, животных и растений. Издавна привлекали все эти богатства наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Нашей стране очень часто приходилось защищаться от врагов. Как сейчас называется наша страна? (Ответ детей) Много лет назад было другое название –Древняя Русь. Древние русичи подвергались набегам врагов, которые жгли дома, угоняли в плен женщин и детей, а мужчинам приходилось воевать. Воины Древней Руси назывались богатырями (слайд №1). Они собирались в дружины и бились с врагами. У них была специальная одежда и оружие. Именно о них я вам сейчас загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать:
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут (кольчуга) (слайд 2)
Также богатыри носили латы (слайд 3)
2. Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом (шлем) (слайд 4)
На Руси его называли шелом, его изготавливали из металла, и украшали орнаментом, узором. А для чего он им нужен? Ответы детей
3. Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит) (слайд 5)
4 Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же… (меч) (слайд 6)
Было у богатырей и другое оружие – кистень (слайд 7, лук и стрелы (слайд 8, нож булатный (слайд 9), булава (слайд 10).
Беседа о былинах
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней. Послушайте строки о нашей древней Руси:
Слава русской стороне! Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь? Как о нем можно рассказать стихотворением?
1ребенок: Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
2 ребенок: Он силой доброю богат,
Он защищает стальной град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель: Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?
Дети: Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг, мультфильмов.
Воспитатель: А что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал былины о богатырях? (русские люди, народ)
А кто рассказывал о былинах?
Дети: Сказатель.
Воспитатель: Сказатель ходил из города в город и рассказывал, как будто пел, о подвигах богатырей. Сказатель так и говорил: «Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские.»
Беседа возле камня
Вот так слагалась былина. (Подходит к камню)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это такое?
Дети: Это камень, у которого стояли богатыри и думали по какой дороге идти.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!
Как во славном городе Смоленске,
В детском саду жили- не тужили дружные ребята
Все красавцы - нету слов!
И издали как-то в детском саду следующий указ (развертывает свиток) :
Воспитатель: Указ
Разудалые добры молодцы и красны девицы!
Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
Первая дорога – характеристика богатырей
Воспитатель: Перед нами три дороги, и нам надо посмотреть, куда они ведут. (Проходим по первой дороге и подходим к стенду, где висит плакат со словами, характеризующие человеческие качества.)
Воспитатель: Давайте выберем те слова, которые имеют отношение к богатырям.
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, справедливый.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев?
Дети: «Смелость силе воевода»
«Кто смел, тот на коня сел»
«На Руси не все караси, есть и ерши»
«Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не хлебать»
Воспитатель: Молодцы, а давайте теперь немного отдохнем. Представьте себе, что вы все богатыри.
Физкультминутка
«Вместе дружно встанем мы!
Мы теперь богатыри.
И ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Повороты вправо-влево.
Наклонились все вперед.
На одной ноге стоим,
На другой ноге стоим –
Далеко вперед глядим!
Вторая дорога – беседа по картине В. М. Васнецова
Воспитатель: А теперь пойдем по другой дороге. Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Он писал ее 18 лет. Давайте рассмотрим ее.
(Воспитатель с детьми подходят к картине) (слайд)
Воспитатель: Посмотрите, ребята – это одна из лучших картин в русской живописи. Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
- Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? Ответы детей.
- Чем они отличаются? Ответы детей.
- Чем отличаются их кони? Ответы детей.
Воспитатель:
- Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец.
Что вы можете рассказать о нем, о его коне? Ответы детей.
Воспитатель: Сидит Илья Муромец уверенно на своем могучем коне, копье наперевес держит, вдаль вглядывается – не видать ли злого врага. По преданию, родился Илья недалеко от древнего города Мурома, поэтому и прозвали его Муромец. Просидел он 30 лет на печи и такая в нем сила накопилась. Послушайте, как сказатель рассказывал о богатырях :
На стенах днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья Муромец,
А конь под Ильей словно лютый зверь.
А и был на заставе Добрыня Никитич,
И мог его конь добрый богатырский
С горы на гору перескакивать.
- Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич, что вы можете о нем сказать? И о его коне? В 12 лет Добрыня оседлал коня и поскакал в чистое поле, одолел даже Змея Горыныча.
Воспитатель:
И был там Алеша млад,
Что из красна города Ростова.
- Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче и его коне? (ответы детей)
Алеша Попович был самым веселым богатырем. Врагов поражал не только силой, но и умом, хитростью. Алеша поборол огромного Змея.
- Ребята, а как одеты богатыри? (шлем, кольчуга, латы)
Воспитатель: Богатырей сравнивали с могучем деревом «Дуб», он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
Третья дорога - загадки
Воспитатель: И у нас с вами осталась последняя дорога. Давайте посмотрим, куда она ведет. (Дети подходят к сундуку, в котором лежат загадки)
Воспитатель: Слушайте загадку:
С огнем бороться мы должны
Мы смелые работники
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мы?. ( Дети: Пожарники)
Воспитатель:
Он не летчик, не пилот
Он ведет не самолет
А огромную ракету
Дети, кто скажите это? ( Дети: Космонавт)
Воспитатель:
Кто свято хранит Отчизны покой
И ночью и днем
При погоде любой? ( Воспитатель: Пограничник.)
Воспитатель: Ребята, можем ли мы этих людей назвать богатырями? И почему? Ответы детей.
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения людей. Вот и прошли мы с вами все три дороги.
Подведение итогов
Воспитатель: Вот и кончились задания. Да большие испытанья! Наше путешествие подошло к концу. Многое мы с вами узнали, много дорог испытали.
- Ребята, кто из вас хочет быть похожим на богатырей и почему?
- Чему вы научились у воинов Древней Руси? Каким качествам?
Ребята, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными, чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.