Ольга Петрова
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Край мой северный, любимый».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Образовательные задачи:
- Закреплять представления и знания детей о разных видах северного народно-прикладного искусства: каргопольской игрушке, мезенской росписи, Северном прянике-козуле, пермогорской росписи.
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах северных умельцев с использованием мнемотехники.
Развивающие задачи:
- Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
-Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Край мой северный, любимый“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Коррекционно-развивающая задача;
- Развивать детальность, целостность зрительного восприятия.
Воспитательные задачи:
-Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, кочерга, лапти. Архангелогородцы, Беломорье, северяне, поморы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в музей северной избы. Лепка каргопольской игрушки, росписи силуэтов посуды.
Оборудование: "Русская изба" с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка, записи русских народных песен, шапка скомороха, схемы).
Ход занятя:
Дети заходят в студию, оформленную под русскую избу. На лавке спит Незнайка.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто здесь спит?
Незнайка просыпается. В руках у него портфель.
Воспитатель: - Что ты здесь делаешь, Незнайка? Как сюда попал?
Незнайка: Я хожу в школу дошколят. Мне много домашних заданий надо сделать. Они очень трудные. Помогите мне их выполнить.
- Дети, вы согласны помочь Незнайке?
Воспитатель достаёт из портфеля конверты с заданием.
Воспитатель: - В конвертиках разрезные картинки. Соберите их и мы выполним первое задание Незнайки.
Проводится игра «Собери картинку»
Воспитатель: - Молодцы, быстро справились. Что у вас получилось?
Дети: - На картинках изображены Малые Карелы, Высотка, предметы Мезенской росписи, каргопольской игрушки, козули.
- О чём нам рассказывают эти предметы?
Дети: - О нашем родном городе Архангельске, о разных промыслах.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, где находится наш любимый город?
Дети: На Севере. На берегу реки Северная Двина.
Воспитатель: - Как ещё называют наш Северный край?
Дети: Беломорье.
Воспитатель: - Как называют людей, которые живут на Севере?
Дети: Северяне, поморы, Архангелогородцы.
Воспитатель: - Молодцы, первое задание Незнайки мы выполнили. Почему он не смог его выполнить?
Обсуждаются предположения детей.
Воспитатель: - Откуда вы узнали столько о родном крае?
Дети вместе с воспитателем выставляют карточки по исследовательской деятельности.
- спроси у другого человека
- посмотри в книгу, энциклопедию
- посмотри телевизор
- загляни в компьютер
Воспитатель: - Незнайка, теперь ты знаешь, где искать ответы на трудные вопросы. Доставай из портфеля следующее задание.
Незнайка достаёт следующий конверт.
Воспитатель заглядывает в конверт, достаёт карточки с загадками.
Воспитатель: - Трудное задание, чтобы его выполнить, вам нужно ответить на несколько вопросов.
Воспитатель: - Дети, а знаете ли вы, в каких домах люди жили в старину? (в избе).
Что самое главное в северной избе? (печь).
- Посмотрите, у нас тоже печь стоит. Внимательно посмотрите на разные предметы, которыми пользовались в старину жители северной деревни. Мы их видели в музее Северной избы, который находится у нас в саду. Внимательно рассмотрите их и попробуйте отгадать загадки, которые принёс Незнайка.
Воспитатель загадывает загадки:
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь)
Черный конь,
Прыгает в огонь (кочерга)
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра (коромысло)
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит (чугунок)
Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти)
Воспитатель: - Молодцы! Трудные загадки мы отгадали, и Незнайка теперь сможет дать ответ в школе дошколят.
Воспитатель: - Ребята, в старину семьи были большие, детей было много, поэтому и посуды было много. Давайте научим Незнайку считать предметы:
Проводится игра «Сосчитай предметы».
-Один большой чугунок, два больших чугунка,
Один блестящий самовар, два блестящих самовара…
Один железный утюг, два железных утюга…
Воспитатель: - Незнайка, ты научился считать предметы?
Незнайка: - Спасибо вам, ребята, но у меня ещё задания есть.
Достаёт из портфеля ещё один конверт.
Воспитатель: - Ещё одно задание нужно выполнить, чтобы помочь Незнайке. Посмотрите внимательно на предметы, которые находятся в нашей избе и найдите слова, состоящие из трёх слогов.
Проводится игра «Найди слова, состоящие из 3 слогов».
Ко-чер-га, са -мо-вар, пря-лоч-ка, чу-гу-нок.
Воспитатель: - Все задания мы с ребятами помогли тебе выполнить, Незнайка. Оставайся с нами. Мы тебе ещё расскажем много интересного о нашем Северном крае. Присаживайтесь на лавочку.
-Вспомнили мы, как жили люди в далёкие времена, какими предметами пользовались. Летом много работали: выращивали хлеб, ходили в лес по грибы, да по ягоды, дрова заготавливали, рыбу ловили. Вспомните, какие вы пословицы о труде знаете.
- Делу время, потехе час.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Делаешь наспех – сделаешь на смех.
- Недаром говориться, что дело мастера боится.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Каков мастер, такова и работа.
- Не будет скуки, когда заняты руки.
- Упорство и труд всё перетрут.
Воспитатель: - А зимой люди что делали, чем занимались?
Дети рассказывают: лепили глиняные игрушки, вырезали из дерева посуду, прялки, расписывали разными росписями, пекли козули.
Воспитатель: - А вы знаете в старину после работы, северяне любили отдохнуть, поиграть, хороводы поводить. Вставайте в круг.
Воспитатель: - Давайте выберем Скомороха.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Скоморохом будешь ты.
Проводится хороводная игра «Скоморох идет по улице».
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у нас открылась лавка Северных промыслов. Сколько товаров разных. А вот и Хозяюшка.
Воспитатель:- Здравствуй, Хозяюшка!
Хозяюшка:- Здравствуйте! Товаров у меня много. Мастера старались, работали. Из разных Северных деревень свои работы привезли.
Воспитатель: - Дети, какие предметы вам знакомы? Расскажите Незнайке.
Дети рассказывают, что они видят.
Воспитатель: - Глазки ваши устали, надо им немного отдохнуть.
Проводится зрительная гимнастика «Что я вижу»
Смотрим вправо - никого,
Смотрим влево – никого,
(Переводить взгляд влево – вправо)
Раз – два, раз – два
Закружилась голова
(Круговые вращения глазами)
Глазки закрывали
Глазки отдыхали.
Воспитатель: - Хозяюшка, мы хотим у тебя товары купить. Сколько они стоят?
Хозяюшка: - Товары за деньги не продаются. Попробуйте составить рассказ - загадку. Опишите предмет, не называя его.
Воспитатель: - Опять нам сложное задание задали. Давайте соберём дорожку, которая нам поможет составить рассказ.
Дети составляют схемы с использованием мнемотехники. Рассказывают рассказ по схемам и получают предмет - отгадку.
Воспитатель: - Молодец! Составил рассказ и чтобы без дела не сидеть собери узор с северными росписями.
Ребёнок, который составил рассказ, играет в игру по выбору в настольные игры: «Разрезные картинки» (мезенские росписи, «Собери узоры» (пермогорские росписи).
Воспитатель: - Хорошие рассказы вы составили. Полюбуйтесь на красоту северных узоров.
- Спасибо тебе, Хозяюшка, за гостеприимство.
Хозяюшка:- Понравились мне ваши загадки. На прощанье хочу вас угостить.
Хозяюшка угощает детей сладостями и уходит.
Воспитатель: Вот, Незнайка, мы и помогли тебе выполнить задания. Дети, чему мы научили нашего гостя?
Дети: - Считать предметы, отгадывать загадки, находить слова из трёх слогов, познакомили с разными старинными предметами.
Воспитатель: - Теперь, Незнайка, ты много знаешь о нашем родном крае и можешь спокойно идти в школу.
Незнайка прощается и уходит.
Воспитатель: - Дети, мы тоже пойдём в группу, но мы обязательно сюда вернёмся, чтобы узнать как можно больше о Северном крае, в котором мы живём.