Елена Батырханова
Конспект НОД «Чудесное шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудесное шахматное королевство»
Выполнили: воспитатели:
Батырханова Елена Аркадьевна,
Чекальдина Вероника Ивановна.
Цель:
- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;
- познакомить с названиями шахматных фигур;
Публикация «Конспект НОД „Чудесное шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- познакомить детей с фольклорным жанром – частушка;
-создать у детей радостное настроение.
Задачи:
Воспитательные:
- формировать интерес детей к игре шахматы, любовь к родной земле уважение к традициям своего народа.
-воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.
Образовательные:
- развивать у дошкольников мышление, память, речь, наблюдательность, внимание;
-развивать песенное творчество;
-развивать самостоятельность, инициативу.
Используемые материалы: шахматный ковер, шахматная доска, картинки по сказке, магнитные шахматные фигуры, объёмные фетровые шахматные фигуры, дудочка, дидактический фартук, подносы, столы, фасоль (белая, красная, лего, цветная манная крупа.
Ход:
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся на этом волшебном шахматном ковре – самолете в путешествие в королевство шахмат. Как вы думаете, что мы с вами там будем делать?
- Что вы знаете о шахматах? (ответы детей). Вот мы и прилетели.
Я вам сейчас покажу и расскажу сказку о королевстве шахмат. Слушайте внимательно!
«Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.
Вскоре старый король умер.
После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.
Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики с забавными на ней фигурками.
- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.
- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.
- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.
- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».
- Интересная была сказка? Кто вам понравился в этой сказке больше всех, и почему?
- А вы хотите поближе познакомимся с обитателями шахматного королевства?
- Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску). Ребята, а какой формы шахматная доска?
-Шахматная доска расчерчена на одинаковые клетки квадратики, но отличаются друг от друга цветом - светлые и темные клеточки. Они называются полями: светлые клеточки белые поля, темные – черные поля. И сейчас мы устроим парад шахматных фигур. Каждая фигура в шахматном королевстве имеет свое место на поле и может гулять только по своей дороге».
(показываю каждую фигуру читая стих и кладу фигуры на доску)
- Знакомьтесь – это Король!
Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
- Знакомьтесь – это Ферзь!
Чёрный Ферзь – свой любит цвет.
Для белого – нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет:
Напротив друг друга поставим их смелей.
- Знакомьтесь – это Ладья!
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи,
В бой её скорей веди!
- Знакомьтесь – это Конь!
Прыгнет Конь, Подковы звяк!
Необычен каждый шаг
- Знакомьтесь - это Слон!
Если Слон на белом поле
Встал вначале (не забудь)
Он другой не хочет доли-
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны.
- Знакомьтесь – это пешка!
Мы - шахматные Пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперёд,
Назад не знаем ход.
За нами «офицеры»,
За нами Короли,
Ладьи и «королевы»,
И конные полки.
- Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю со мной поиграть, чтобы восстановить наши с вами силы.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма,
Ходит только прямо! (раскрытые ладошки скользят по столу
вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Пение частушки:
Я веселые частушки
Пропою для вас сейчас
О себе, о дружбе нашей
И о кое- ком из нас.
Как вы думаете, что можно делать с шахматными фигурами?
А спеть про них мы песню сможем? Я хочу вам предложить спеть про них частушки. А что такое частушки? Послушайте, какую веселую частушку я вам спою:
Любят дети все играть
В шахматы веселые
Здесь и поле их чудес
В клетках черно – белых.
Про что я спела в частушке? Что любят дети? А шахматы какие? Какое поле у них? Какого цвета поле?
Слышится музыка дудочки.
Проводится подвижная игра «Будь внимательным».
Слушайте сигнал. Если дудочка задудит один раз то вы должны встать на черные клетки, а если дудочка задудит два раза, то вы должны встать на белые клетки.
А хотите сами придумать частушку? Раз в кармашек загляну, и фигуры здесь найду. Выберите любую фигуру, и мы сейчас попробуем придумать свою частушку.
Дети кладут фигуры на шахматную доску и с помощью вопросов воспитателя придумывают частушку.
А что бы вам еще хотелось сделать с шахматными фигурами?
Перед вами просто чудо разные предметы
И сейчас мы превратим их в шахматные доски.
С помощью разных предметов мы сейчас с вами попробуем нарисовать шахматные доски. Ничего страшного нет, если доски у нас получаться разноцветные. Они будут у нас тогда волшебные. Выбирайте, кто из чего будет рисовать шахматную доску.
Отлично! Что вы расскажете о чудесном шахматном королевстве своим родителям?