Елена Митенькина
Конспект НОД «Бумажная страна» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о бумаге и ее свойствах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Познавательная:
- Дать элементарные знания из области экспериментирования;
- Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности;
- Расширять кругозор детей (о бумаге и ее свойствах) через поисково-исследовательскую деятельность.
2. Развивающая:
Публикация «Конспект НОД „Бумажная страна“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, описывать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи;
- Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов.
3. Воспитывающая:
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: емкость с водой, бумага разной фактуры, ножницы, цветная бумага (для аппликации, клей, фрагмент релаксационной музыки.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю сегодня нашу группу превратить в центр юных исследователей. Как вы думаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?
Дети: (ответы детей) Это люди, которые что-то исследуют.
Воспитатель - Я согласна с вами. Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания. Сегодня мы с вами тоже будем исследователями. Чтобы угадать, что мы будем рассматривать, исследовать, внимательно послушайте загадки.
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет.
(Бумага)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная.
(Бумага)
Дети: (ответы детей). Это бумага.
(Дети садятся за столы)
2. Основная часть
Воспитатель: Ну, что ж, заседание клуба юных исследователей начинает свою работу, и мы отправляемся в «Бумажную страну».
- Закройте глаза….(шелест бумаги).
- Что это за шум? Верно, так шелестит бумага.
Возьмите все по листочку, пошелестите вместе – какой красивый звук – это волшебный звук бумаги.
Замечательно! Садитесь удобнее, мы начинаем. Известный детский поэт
С. Михалков одно из своих стихотворений посвятил бумаге. Оно называется:
«ЛИСТ БУМАГИ» :
Простой бумаги свежий лист
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.
И синим, будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.
Воспитатель: Какое красивое стихотворение.
Беседа о бумаге :
Воспитатель: Ребята, для чего нужна бумага?
Дети: (ответы детей) для того, чтобы на ней писать и рисовать и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, а бумага была всегда?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, на чем писали древние люди?
Дети: (предположительные ответы) (На камнях)
Воспитатель: Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в далекие дни прошлого и узнаем много нового и интересного. Древние люди вместо бумаги использовали бересту. Береста- это наружная часть березовой коры. Люди составляли грамоты, писали письма. Выцарапывали буквы костяными инструментами. Но такой способ письма был не удобен. Люди придумали листы из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный - бумага.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, из чего делают бумагу? (Ответы детей) (Из дерева)
- Где ее изготавливают?
Дети: предполагаемые ответы (На бумажной фабрике)
Воспитатель: правильно, ребята, бумагу изготавливают на бумажных фабриках
Экспериментально-исследовательская деятельность. «Бумага, какая она?»
Воспитатель: Дети, подойдите к столу для экспериментирования. Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять. Какая бумага легче мнется, тонкая или плотная (бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают). Первое свойство- бумага мнется.
Воспитатель: Ребята, возьмите любой кусок бумаги и начните ее рвать. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую? Сейчас мы опустим в воду плотную бумагу, и через несколько минут начнем ее рвать. Как она стала рваться после намокания?
Дети: предполагаемые ответы (бумага рвется легче, чем до намокания.)
Второе свойство бумаги – бумага рвется.
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите ножницы и аккуратно, осторожно разрежьте лист бумаги пополам. Что произошло? (бумага разрезалась легко). А сейчас возьмите лист картона и разрежьте его. Легко или трудно режется картон (ответы детей). Картон режется трудно. Какой вывод мы с вами сделаем?
Третье свойство бумаги - бумагу можно разрезать ножницами (тонкая бумага режется
легко, а плотная тяжелее).
Воспитатель: Ребята, помойте в емкости с водой кисточку с зеленой краской, а потом опустите в эту воду белую бумагу. Что произошло?
Дети: бумага намокла и закрасилась.
Воспитатель: Правильно, ребята, бумага сразу впитала в себя жидкость и стала зеленой.
Какое же четвертое свойство бумаги мы можем назвать?
Четвертое свойство бумаги – бумага намокает, впитывает в себя влагу.
Пятое свойство бумаги – бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, вызвать пожарников и скорую помощь.
- По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (номер 01, номер 02, номер 03).
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Найди на ощупь». Мы будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем шарфиком.
Дети подходят к столу, воспитатель завязывает глаза, дает им в руки кусок бумаги, и дети определяют, какая бумага (шероховатая, глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная и др.)
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель:
Творческая коллективная работа «Бумажная страна»
-Ребята мы с вами познакомились с бумагой, ее свойствами, узнали, что из нее можно сделать различные поделки своими руками. Давайте все вместе сделаем красивую работу из бумаги, которую назовем «Бумажная страна». А выполним ее мы в технике обрывной аппликации.
Звучит тихая релаксационная музыка.
(Дети объединяются в 2-3 группы, каждый ребенок выбирает вид бумаги, определяет какой домик будет делать, травку, дорожку, цветы и т. д.) Итог
Воспитатель: Какая красивая. Волшебная страна получилась! Вот так бумага! Это самый распространенный и доступный материал для изготовления различных поделок. И так, какими же свойствами обладает бумага?
Дети: (ответы детей)
Вся бумага рвется, мнется, горит, складывается, склеивается, скатывается, скручивается, намокает, режется, плавает, тонет.
Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали нелегкий путь по следам истории, от древних людей до современного общества. Познакомились с бумагой,ее свойствами.
Результатом нашей работы стала прекрасная поделка «Бумажная страна».
Молодцы, ребята!