Светлана Зимороева
Конспект экологической НОД для детей подготовительной группы «Помоги природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной образовательной деятельности детей подготовительной группы
по теме «Помоги природе»»
Автор конспекта : Зимороева С. А., воспитатель МКДОУ д/с № 494
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Цель:
- Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня).
Публикация «Конспект экологической НОД для детей подготовительной группы „Помоги природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
– Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении, каких либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов
Развивающая предметно-пространственная среда: Географическая карта России (со знаками «sos», набор предметов, необходимых в экспедиции (компас, карта, инструменты, аптечка, картина «Лес после пожара», карточки – растений, животных, картина «Вытоптанный луг», карточки модели «потребности растений», модель «Загрязнённая река», оборудование для «очистки» реки, веточки – деревья, мелкий мусор, мини – панорама «Пустыня», зонт от солнца, фляжка с водой, куклы (дети Коля и Оля, напоминающие знаки, семена деревьев и трав, фотоаппарат, журнал «Путевые заметки».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие детей, речевое развитие детей, социально-коммуникативное развитие детей.
Виды детской деятельности в НОД: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая.
Планируемые результаты: дети будут активно принимать участие в ходе непрерывной образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать, активно и доброжелательно вести себя в процессе исследовательской, трудовой и коллективной деятельности.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Педагог спрашивает у детей, все ли согласны отправиться в намеченную экспедицию? Если кто - то не уверен в своих силах, может остаться. Обращает внимание, что на карте так и стоят знаки «sos» и горит красная лампочка! Значит, по - прежнему в нашей помощи нуждаются. Педагог предлагает детям проверить готовность к экспедиции – проверить транспорт, вещи которые они берут с собой, рекомендует взять с собой фотоаппарат для фиксации увиденного и выпуска по возвращению назад журнала «Путевые заметки». Уточняет цель поездки. (Ответы детей.)
Дети садятся в своё транспортное средство и «перемещаются» к месту первой остановки. Первая остановка в ЛЕСУ. Подходят к картине «Лес после пожара». Вопросы детям: Как выдумаете, что здесь произошло? Почему это могло произойти? Лес терпит бедствие и просит помощи, потому что от пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву ничто не держит, её уносит ветер и вода, образуются овраги. Все обитатели леса исчезают, гибнут. ПОМОГИТЕ «SOS».
Педагог: Ребята, почему после пожара лес умирает?
Дети выстраивают цепочку: погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым. Педагог спрашивает, как же можно исправить это? Посадить новые семена трав, новые растения. Дети отбирают картинки с изображением растений леса. Вспоминают, как распределяются растения по «этажам». Дидактическая игра «Кто вернётся в лес?» : выросла трава – появились насекомые, наземные мелкие животные; выросли кустарники – появились насекомоядные птицы; выросли деревья – вернулись звери и птицы, живущие на них, появились хищники и т. д. Дети выстраивают цепочки, используя предметные картинки. Педагог предлагает детям сделать первый шаг для возрождения леса – «посадить» семена трав, которые у нас есть.
Педагог. Для рождения нового леса нужно очень много времени, мы положим для этого начало. (После выполненного задания дети садятся в свой транспорт и «перемещаются» к месту следующей остановки.)
Загрязнённая река.
Педагог: Ребята. Посмотрите на эту реку (начинает медленно лить воду по руслу «реки»). Смотрите, сколько грязи в воде! Показывает, сколько грязи стекает в ёмкость внизу. Как вы думаете, кто сможет выжить в такой воде? Раньше в этой реке водилась разная рыба, но теперь она, куда, то исчезла. Что случилось? Ответы детей.
Педагог: действительно, из за загрязнения погибли животные и растения в реке. А почему не видно никого на берегу, почему нет водоплавающих птиц, лягушек, насекомых? Дети выстраивают цепочки исчезновения животных и растений с помощью картинок : исчезли водоросли – нечем стало питаться рыбам, насекомым; улетели водоплавающие птицы и т. д. Педагог: А как человек пострадал от этого? Нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха. А как можно поправить положение? Нужно по берегам реки посадить защитные лесопосадки, построить очистительные сооружения.
Практическая часть. Дети из пластилина делают защитные валики, «сажают» в них деревья (веточки, на ёмкость устанавливают воронку с фильтром. Затем проверяют эффективность работы их очистительного сооружения – льют воду. Сравнивают насколько стала чище вода. (Сливать воду каждый раз в новую ёмкость, чтобы была возможность сравнить.)
Дети «перемещаются» на следующую остановку «ЛУГ»
Во время «поездки» на ЛУГ педагог предлагает детям вспомнить, чем можно полюбоваться на лугу. Игра «Я знаю пять….» ( названий луговых трав: клевер, пырей, тимофеевка, щавель, мышиный горошек и т. д. ; название насекомых). Педагог говорит о том, что луг – это красивое место, где мы сможем отдохнуть, полежать в душистой траве, понаблюдать за красивыми насекомыми, собрать лекарственные травы. Педагог подводит детей к «лугу» (макет – ровная площадка с остатками травы, по бокам стоят футбольные ворота). Ребята, посмотрите, я ничего не понимаю – на карте это место обозначено как луг, а здесь какое – то футбольное поле! Что случилось? Дети высказывают свое предположение о том, что произошло – ребята решили устроить на лугу футбольное поле, вытоптали всю траву, и луг пропал. Теперь ясно, почему с луга поступил сигнал бедствия! Что же будем делать? Нужно посадить на лугу новые растения.
Практическая часть. В приготовленные ящики дети сажают семена газонной травы. Во время выполнения задания вспоминают, что нужно растениям для роста и развития (вода, тепло, свет, воздух – по моделям). Педагог благодарит детей за заботу. Наш луг обязательно станет вновь красивым, и мы с вами никогда не сделаем ошибки, какую сделали незнакомые нам ребята. Попрощаемся с нашим лугом, мы ещё должны кому - то помочь, красная лампочка ещё горит.
Педагог: Ребята, давайте посмотрим на карту, где ещё стоит значок «sos». Это – ПУСТЫНЯ. Я думаю, что нам будет трудно, ведь там очень жарко, нет воды. Бывают песчаные бури, есть опасные животные – змеи, скорпионы. Что мы возьмём с собой? Как оденемся? Ответы детей : вода, тенты, тёмные очки, головные уборы, одежда светлая и легкая, аптечка. Перед детьми макет «Пустыня» - на желтом фоне несколько растений: кактус, саксаул, верблюжья колючка. На песке лежат дети «куклы» с закрытыми глазами, около них засохшие деревья (ветки) : берёзы, ели, сосны и т. д. Педагог: посмотрите здесь дети! Похоже им очень плохо! Ребята, у них самый настоящий солнечный удар, нужно им скорее помочь! Что будем делать? Дети укладывают кукол в тень (под зонтик, головы поднимают как можно выше, обмахивают их, дают воды, спрыскивают водой, кладут компресс на голову.
Педагог. Им уже лучше. Ну ка рассказывайте, что с вами произошло? Это вы звали на помощь?
Дети. Нас зовут Коля и Оля. Мы рассматривали книгу о пустыне, и нам стало жалко тех, кто здесь живёт. У них нет совсем зелени, нет деревьев – скучно! И мы решили порадовать жителей. Взяли саженцы разных деревьев и приехали сюда, что бы посадить их. Но тут так жарко, нам стало страшно. И мы послали сигнал «sos». Почему- то у нас ничего не вышло….
Педагог. А вот ребята вам сейчас объяснят, в чём ваша ошибка. Все растения пустынь приспособились к жизни в таких условиях – у них очень длинные корни, чтобы достать воду из глубины, листьев нет, вместо них толстые веточки, в которых хранится влага и не испаряется на солнце. У деревьев леса корни не такие большие и воду им не достать, да и испарится она очень быстро через листья, и дерево засохнет. Предлагается сравнить по таблице сравнение строения берёзы и саксаула или кактуса.
Педагог. Коля и Оля не подумали хорошенько перед тем, как ехать в пустыню. Нельзя было так рисковать. Они не только погубили деревья, но и сами чуть не погибли. Давайте, ребята, заберём их отсюда и вернёмся с ними в детский сад.
Дети возвращаются в детский сад. Педагог предлагает им отдохнуть после дальней дороги и зарисовать свои впечатления от экспедиции, а затем составить журнал «Путевые заметки».