Клепикова Татьяна
Конспект деловой игры с родителями «Значения игры в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
План игры :
1. Сообщение темы, цели, правил игры.
2. Распределение ролей (воспитатель, родители, оценочная группа).
3. Ход игры.
4. Обсуждение игры.
Цель:
Активизировать внимание родителей на ценности дошкольного периода развития ребенка, активной реализации ведущей и основной деятельности ребенка в детском саду - игре.
Задачи:
1. Дать родителям знание о видах и значении игр и игрушек в жизни ребенка.
Публикация «Конспект деловой игры с родителями „Значения игры в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Установить эмоциональный контакт и партнерские отношения с родителями.
Предварительная работа:
1. Подготовка к проведению деловой игры «Значения игры в жизни ребенка».
2. Анкетирование родителей на тему «Отношения родителей к детской игре и выбору игрушек».
3. Домашнее задание для родителей «Подготовка игры или игрушки, предпочитаемой их детьми, рассказ о ее пользе для развития ребенка».
4. Проведение консультаций для родителей всех возрастных групп «О ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игре».
5. Подбор игротеки для развлечения «Все мы родом из детства».
6. Выявление и закрепление любимых игр воспитанников.
7. Подготовка и оформление зала к встречи родителей.
8. Подготовка выставочного материала: консультаций, дидактических игр, разновидностей театра.
Ход собрания:
-Звучит фонограмма «Куда уходит детство»
- Родители рассаживаются за столиком в музыкальном зале.
Воспитатель:
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворять не потому, что «делу время - потехе час», а потому, что играя, ребенок учиться и познает жизнь.
Хочется привести слова А. С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворять. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь- это игра».
Воспитатель:
Сейчас мы предложим вам необычное задание. Вспомните, пожалуйста, ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выберите фишку красного цвета; если вы поступаете так не всегда, то выберите фишку зеленого цвета; ну а если – никогда, то выберете фишку синего цвета.
Ну что ж, слушайте внимательно вопросы и выставляйте фишки.
1. Каждый день уделяю время на игры с детьми.
2. Рассказываю о своих играх детства.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.
4. Купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5. Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.
6. Не наказываю ребенка игрушкой или игрой, т. е. не лишаю его на время игрушки или игры.
7. Часто дарю ребенку игрушку или игры.
Воспитатель: Итак, если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.
Если у вас больше зеленых фишек, значит, вам нужно разнообразить игровую деятельность ребенка. Если на вашем столе больше синих фишек - значит, вы недостаточно времени уделяете играм с детьми.
Также мы вам предлагали анкету «Отношение родителей к игре», где вы отвечали на вопросы о том, как вы относитесь к игре.
Исходя из анализа анкетирования и предлагаемой сегодня игре, мы сделали вывод, что нам с вами сегодня нужно уделить внимание ведущей деятельности ребенка - игре.
Приглашаем к разговору
О проблемах воспитанья.
На игре мы остановим
Наше взрослое вниманье…
Ведь мы все из детства родом,
И, как Чаплин говорил:
«Никогда не будешь взрослым,
Коль, ребенком ты не был».
И поэтому сегодня
Предлагаем вспомнить вам,
Каким были Вы ребенком,
Рассказать об этом нам.
Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся игры детей. Это сюжетно-ролевые, пальчиковые, подвижные и спортивные, строительные, дидактические, театрализованные.
Воспитатель: Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения ребенка. Тематика их крайне разнообразна и соответствует многообразию окружающей ребенка жизни.
В этих играх ребенок проживает конкретную, полноценную жизнь, раскрывая в ней свой характер, свое понимание событий и фактов. Дети играют в «Детский сад», «Парикмахерскую», «Монстрики», «Спасатели» и многое другое.
Воспитатель: Пальчиковые игры очень важны для развития мелкой моторики. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. «Руки - это вышедший наружу мозг человека» - так говорил И. Кант.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Мы знаем, что мизинец-сердце, безымянный палец-печень, средний палец-кишечник, указательный палец-желудок, большой палец-голова.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку к рисованию и письму. Кисть руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Воспитатель:
Мы вам предлагаем сейчас поиграть в пальчиковую игру, которая называется «Дом и ворота» :
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Воспитатели с родителями проводят пальчиковую гимнастику.
Воспитатель: Следующий вид игр подвижные и спортивные. Эти игры-один из способов физического развития ребенка. Они особенно любимы детьми, ведь они- важный источник радостных эмоций. Игры не только влияют на развитие ловкости движений, их мускулатуру, но и укрепляют нервную систему, способствуют уменьшению их раздражительности, нервозности. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих. Трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.
Мы предлагаем вам знакомые игры, в которые вы можете поиграть вместе с детьми: «Кошки-мышки», «Поймай мяч», «Классы», «Прятки» и другие, вплоть до лапты и бадминтона. А какие игры из вашего детства помните вы?
Родители вспоминают и предлагают знакомые им игры.
Воспитатель: А также в дошкольном возрасте очень полезно заниматься спортивными играми вместе со всеми членами семьи: учить детей кататься на лыжах, коньках, санках, играть в футбол, хоккей, учить детей плавать в открытых и закрытых водоемах.
Воспитатель: Ну а сейчас мы вам снова предлагаем поиграть.
Родители приглашаются на игру «Веселый калпачек»
Правила игры :
Всем участникам предлагается встать за колпачками, расставленными по кругу. Участников должно быть больше, чем колпачков. Под музыку участники бегут по кругу, по окончании музыки должны надеть колпачок на голову. Игроки, оставшиеся без колпачка, выбывают из игры. Ведущий убирает колпачка, игра продолжается дальше. И так до тех пор, пока не останется один колпачок и один победитель. Такую игру можно проводить с любыми атрибутами.
Воспитатель: Молодцы! Так держать! Никому не унывать! Ну что ж, продолжаем наш разговор.
Воспитатель: Еще один вид игр- строительные. Это любимые игры и самых маленьких и более старших детей. Строительные игры развивают мелкую моторику рук, внимание и память. Строительные игры – это игры с песком, с кубиками, с конструктором, собирание пазлов, в старшем возрасте можем предложить техническое моделирование.
Воспитатель: Переходим к следующему виду игр-дидактические. Эти игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Через дидактические игры развивается память, внимание, мышление, расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Это могут быть словесные и настольно - печатные игры, например «Скажи наоборот», «Летает-не летает», «Назови соседей числа», «Четвертый лишний», «Лото», «Мозаика», «Собери картинку» и многие другие.
Показ дидактических игр на выставки.
Воспитатель: Родители имеют возможность купить дидактические игры или игрушки в магазинах. Выбор их очень большой, они различны по содержанию и сложности.
Но прежде чем сделать очередную покупку, неплохо бы отчетливо представить себе, чему можно научить ребенка с помощью той или иной игрушки или настольной игры, и уметь объяснить ему, как можно действовать с игрой или игрушкой.
У всех у вас было «домашнее задание»-представить игрушку или игру, которую вы купили бы своему ребенку или которой отдает предпочтение ребенок.
Родители рассказывают о пользе игрушки и игры.
Воспитатель: Ну и последний вид игр, который мы сегодня рассмотрим –театрализованные игры. Они пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других, они становятся более уверенными, учатся преодолевать робость и сопереживать. Желательно чтобы в ваших семьях на праздниках и в повседневной жизни проходили мини-спектакли, где участниками становятся и родители и дети. Театры бывают разные: спектакли-драматизации, пальчиковый театр, бибабо, теневой театр, театр на фланелеграфе, плоскостной театр.
Показ родителям разновидностей театра на выставки.
Воспитатель: Мы знаем, что вы любите игры, песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее сказки. Поэтому мы вам предлагаем поучаствовать в конкурсе сколько сказок прозвучало!
Сколько сказок прозвучало?
Жили -были дед да баба, была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и все было хорошо, да не дал бог деточек. Вот и говорит старуха старику: “Ступай-ка ты, старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись, да выпроси у неё яичко, да не простое, а золотое”. И отправился старик к синему морю. А старуха у окна села ждать его одна. Ждет -пождет с утра до ночи. Смотрит в море, даже очи разболелись. А старик в это время не шутит: руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у неё выпрашивает. А старуха в избе усмехается да Ивана-дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Вот уж и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать и захотелось старухе ключевой водицы испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды, да вот беда-оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь-лужица. Дай, думает старуха, напьюсь из этой лужицы. А тут мышка бежит и голосом молвит человеческим: “Не пей, старая, козленочком станешь”. Не послушалась старуха мышку и напилась из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку. Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращался с охоты. Глядь- лягушка сидит. Натянул он стрелу, прицелился. Тут взмолилась лягушка: “Не губи меня, Иванушка, я тебе пригожусь”. Так оно и вышло, по-лягушечьи. Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел тут же государь приготовить три котла: с водою ледяною, с водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и стала писаной красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Тут и свадебку сыграли. И детушки не заставили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество: в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. А старик у синего моря и по сей день ходит: пойдет направо-песнь заводит, налево-сказку говорит ту, что я вам рассказала. Вот и получается, что сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам и старикам урок.
Ответы:
1.“Лиса и заяц” или “Заюшкина избушка”;
2.“Сказка о рыбаке и рыбке”;
3.“Снегурочка”;
4.“Курочка Ряба”;
5.“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”;
6.“Муха – цокотуха”;
7.“Баба Яга”;
8.“Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке”;
9.“Мороз Иванович”;
10.“Царевна – лягушка”;
11.“Конек – Горбунок”;
12.“Сказка о царе Салтане”;
13.“Руслан и Людмила”.
Воспитатель: Вот и вспомнили мы с вами свое детство. В заключение сегодняшней встречи хочется привести слова А. С. Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Тоже значение, какое у взрослого имеет его деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Гостям мы шлем свое «спасибо»
За то, что в круговерти дел
Нашли вы время, с нами были,
Ведь смех и радость наш удел.
Воспитатель: Завершая нашу встречу, нам бы хотелось от вас услышать отзыв о предложенном вам мероприятии. У нас есть вот такая красивая елочка. Около нее в красивых коробках лежат новогодние шарики трех цветов. Мы вам предлагаем ответить себе на вопрос: «Понравилось ли вам наше мероприятие и оказалось ли оно для вас полезным?» Если да, то на елочку вы вешаете шарик красного цвета, если вы уже все об этом знаете и не почерпнули ничего нового, но вам было интересно, то украшайте елочку шариком зеленого цвета, если вы зря потратили время, то украшаете елочку шариком синего цвета.
Воспитатель: А также мы просим вас оставить письменные отзывы о нашем родительском собрании на листах регистрации.
Выступление родителей, обмен мнениями.
Список используемой литературы.
1. В. А. Степанов. Сказочные загадки. Издательство Фламинго, 2011.
2. Е. И. Удальцова. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2010 г.
3. О. Н. Арсеневская. Система музыкально -оздоровительной работы в детском саду. Волгоград, Учитель, 2011-204С
4. О. Е. Смирнова. Ребенок –взрослый- сверстник., М. ,2004.
5. Интернет- ресурсы.
Уважаемые родители
В детский сад ходят детишки, есть у них свой коллектив,
Чтоб он очень подружился, веский нужен нам мотив.
Предлагаем Вам ответить на вопросы о себе,
О своем родном ребенке и о принципах в семье,
Чтоб дружили в группе дети, лучше быть поближе нам –
Самым первым и надежным, близким, дорогим друзьям!
Приглашаем к разговору о проблемах воспитанья,
На игре мы остановим наше взрослое вниманье.
Ведь мы все из детства родом, и, как Чаплин говорил:
«Никогда не будешь взрослым, коль ребенком ты не был».
И поэтому, сегодня предлагаем вспомнить Вам,
каким были вы ребенком, рассказать об этом нам нам.
Вместе с Вами поиграем, дружно вечер проведем,
И себя другим покажем?
Каждый вспомнит, кто о чем!
А для этого вас просим откровенно отвечать
И активное участье в нашей встрече проявлять.
Анкета для родителей :
«Отношения родителей к детской игре и выбору игрушек»
Для того чтобы детская игра была содержательной и эмоционально насыщенной не только в дошкольном образовательном учреждении, но в условиях семьи, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.
1. Часто ли вы играете с ребенком дома?
А) часто;
В) редко;
Г) иногда;
Д) ребенок организует игры самостоятельно.
2. В какие игры вы играете с ребенком? ___
3. В какие игры чаще всего играет ваш ребенок? ___
4. Любите ли наблюдать, как играет ваш ребенок? ___
5. Можно ли, на ваш взгляд, наблюдая игру ребенка, увидеть в его поведении положительные и отрицательные качества?
А) да;
В) нет;
Г) затрудняюсь ответить.
6. Какие черты характера особенно ярко проявляются у вашего ребенка в процессе игры? ___
7. Как ваш ребенок ведет себя в совместной ролевой игре со сверстниками?
А) считается с интересами других детей;
В) оказывает посильную помощь;
Г) играет с 3–5 детьми;
Д) играет один;
.8. Как ваш ребенок выбирает и развивает сюжеты своих игр?
А) самостоятельно создает игровой замысел;
В) тематика игр всегда очень разнообразна;
Г) может играть в одну и ту же игру часто и подолгу;
9. Отражает ли ребенок в игре то, что происходит в данный период времени в семье?
А) да;
В) нет;
Г) затрудняюсь ответить.
10. Как часто вы покупаете своему ребенку новые игрушки?
А) достаточно часто;
В) только по случаю (день рождения или другой праздник);
Г) когда ребенок сам попросит.
11. Каких игрушек больше всего у вашего ребенка?
12. Каким игрушкам вы отдаете предпочтение?
13. Какое из приведенных утверждений, на ваш взгляд, наиболее верное:
А) игрушек у ребенка должно быть как можно больше;
В) ребенка не стоит баловать большим количеством игрушек;
Г) другое.
14. Знаком ли вам термин "антиигрушка"?
А) да;
В) нет;
Г) затрудняюсь ответить.
15. Какие игрушки вы бы отнесли к этой категории?
16. Все ли игрушки, на ваш взгляд, одинаково полезны для ребенка? Спасибо за сотрудничество.
Вот, например, какие материалы можно поместить в папке на тему "Игра детей как средство воспитания" :
1) высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;
2) какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;
3) как организовать игровой уголок дома;
4) краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;
5) рекомендации по руководству детской игрой в семье;
6) список рекомендуемой литературы.
В папке-передвижке на тему "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию" можно подобрать следующее:
1) текстовый материал о значении физического воспитания детей дошкольного возраста;
2) консультация для родителей на определенную тему;
3) рекомендуемые упражнения для детей дошкольного возраста;
4) планы-конспекты физкультурных занятий;
5) рекомендации, советы по организации физической деятельности в семье;
6) фотоматериал, отражающий занятия физическими упражнениями в детском саду;
7) газетные и журнальные статьи.