Светлана ШЕЙМАН
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Герб нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
«Герб нашего города»
Составила: воспитатель
МБДОУ №86
Шейман Светлана
Викторовна
Цель: Создание условий для формирования знаний детей о науке геральдике на примере родного города.
Задачи:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы „Герб нашего города“» размещена в разделах
1. Закрепить представления детей о гербах и их назначении, науке геральдике, людях осуществляющих составление гербов – геральдистах;
2. Формировать умение выделять и понимать значение символов герба как сказочных городов, так и родного города Ангарска;
3. Развивать творческое воображение детей при выполнении заданий продуктивного характера – составление герба;
4. Воспитывать любовь и интерес к истории родного края, умение сотрудничать, работая в команде.
ХОД:
Воспитатель (берет в руки паспорт) Что я держу в руках? О ком рассказывает паспорт? (о человеке, о том, как его зовут, где он живет, есть ли у него семья, гражданином какой страны он является).
- Верно. Паспорт – основной и главный документ взрослого человека, он есть у каждого. Только такие вот паспорта появились не так давно, а что заменяло паспорт раньше, в те далекие времена. Когда люди еще не умели читать? (герб).
- Можно сказать, что герб – это паспорт в рисунке.
- у кого или у чего может быть герб? (у человека, у завода, города, области, страны).
Правильно, существует целая наука о гербах, она называется геральдика.
А людей, которые создают гербы, называют геральдиками (геральдистами).
- Как вы думаете, чтобы создать герб, что геральдики должны знать? (геральдик должны знать историю города, то, чем город гордиться и славиться).
- Ребята, вы верно рассуждаете!
Обо всем, что важно городу,
Герб нам может рассказать!
Город может гордиться ткачами,
Кузницами, швеями, врачами
Город может природой гордиться,
Редким зверем и редкою птицей.
Город может историю чтить,
Может память о предках хранить.
- Я предлагаю вам стать геральдиками, продолжить наше путешествие по реке времени и создать настоящий герб, согласны?
- Для начало, чтобы стать профессионалами, я предлагаю поупражняться: вспомнить сказки и по гербу узнать сказочный город.
Внимание на экран.
На экране поочередно появляются гербы из сказок : «Волшебник Изумрудного города» (Изумрудный город, «Незнайка» (Солнечный город, «Бременские музыканты» (город Бремен).
Дети отгадывают сказку по символам, изображенным на гербе. И называют город, где проходили события этих сказок.
- Молодцы, города из сказок вы угадали, по их гербам.
А у нашего города есть герб? Как он выглядит?
(На доске размещены несколько гербов разных городов)
- Посмотрите внимательно и найдите герб города Ангарска.
- Что вы можете о нем рассказать?
(Контур герба – это щит, который означает, что в случае опасности жители. Все как один, встанут на защиту города. Цвета герба означают : зеленый (изумрудный) цвет – обозначает, что город был построен на месте тайги; золотой цвет (дева) – цвет богатства; голубой (лазуревый) цвет – символ воды, обозначает то, что город построен на берегу реки Ангары, а фигура девушки, бегущей по волнам – это сама красавица Ангара, в честь нее был назван наш город).
- Верно, вы все рассказали о нашем гербе. Это герб современный и создан геральдиками недавно.
В какую часть реки времени мы разместим герб? В ту часть, которая обозначает современный город; молодой, строящейся город или зарождающийся город?
(Дети размещают герб города на отрезок реки времени «Современный город»).
- Давайте мы с вами погуляем по нашему городу и вспомним его достопримечательности.
Физкультминутка «Люблю по городу гулять».
Люблю по городу гулять (шагаю на месте).
Люблю смотреть, люблю считать (повороты головой, вправо, влево).
Площадь – раз (прыжки, руки в стороны).
Фонтаны – два, (прыжки руки вверх).
Три – царевна Ангара, (прыжки руки вниз).
А четыре – мост Китойский (наклоны вперед, руки за спину развести).
Пять – гуляю по Московской (шаги на месте).
Шесть - к музею я схожу на часы я погляжу (шаги на месте, наклоны вправо, влево)
А вот семь – ледовый дом (присесть, развести руки одна вперед, другая назад)
Хоккейный мачт проходит в нем.
Восемь – к храму я пойду (шаги на месте).
И на купол посмотрю (руки вверх сомкнуть и посмотреть вверх).
Девять – бронзовый солдат (одна рука согнута в локте, нога приподнята и согнута)
У него отважный взгляд (тоже самое, поменять положение).
Десять – есть Музей Победы» (руки развести в стороны и хлопки)
Память он хранит о дедах.
- Ребята, посмотрите, на отрезке реки времени, которая обозначает «Молодой строящийся город» у нас пусто. Как вы думаете, а в еще совсем молодом городе, когда он строился, разрастался, был герб?
Воспитатель показывает первый герб нашего города, а дети размещают его на средней части «реки времени», обозначающей «Молодой строящийся город».
- Давайте вместе рассмотрим его.
Посмотрите, плоскость щита (герба) разделена на три поля: верхнее поле – голубое, что оно может обозначать? (цвет реки Ангары); центральное поле – красное, что может обозначать красный цвет? (это цвет мужества, силы, смелости); - Верно, а нижнее поле – зрелое, которое обозначает? (цвет тайги, окружающей город).
- Совершенно верно! Обратите внимание, что в центре расположены символы, какие? А что они могут обозначать (ответы детей).
- Давайте проверим ваши предположения с помощью перфокарт.
- Ребята, пройдите за столы, возьмите каждый себе карточку, внимательно рассмотрите, подумайте и соедините линией картинки, подходящие по смыслу к символу. У первой подгруппы символ – это молния, у второй – колба, у третьей подгруппы – это мастерок.
(Рабата детей с перфокартами. После того, как дети выбрали картинки и соединили их с помощью карандаша с символом, воспитатель предлагает проверить правильность выбранных картинок, относящихся по смыслу с символом).
- Ребята, чтобы проверить, правильно ли вы подобрали картинки, возьмите карточку с вырезанными окошечками и приложите к своей карточке, проверти свой выбор. Совпадают ли ваши линии с окошечками?
Первая подгруппа детей :
- Какие картинки относятся к символу молния? (лампочка, розетка, провода). Так почему же тогда символ – молния изобразили на гербе?
(Молния обозначает, что в нашем городе есть много станций. Вырабатывающих свет, электроэнергию).
- Ребята возьмите картинки, относящиеся к символу молния и поместите на среднем отрезки «реки времени».
Вторая подгруппа детей :
- Какие картинки относятся к символу колба? (бензоколонка, завод, колбы).
- А вы как думаете, почему такой символ как колба, геральдики разместили на первом гербе Ангарска? (Колба – обозначает, что на комбинате химики, используют подобные колбы и химические вещества, изобретают бензин, масло для машин и др.)
По аналогии дети размещают картинки на макет «река времени».
Третья подгруппа детей :
- Ребята, а у вас какие картинки соответствуют символу – мастерок? (Строительные инструменты, строители, стройка).
- Это что означает? (Мастерок – это инструмент строителя и обозначает то, что город еще строится).
Дети так же размещают соответствующие картинки.
- Посмотрите, два отрезка реки времени» заполнены. Остался отрезок того времени, когда город еще только планировали построить и над его проектом работало много людей: архитекторы, инженеры, строители, они высадились на берег Ангары в непроходимом лесу, выкопали первые дома – землянки, построили юрты, для проживания и работа по строительству нашего города началась.
- Ребята, как вы думаете, а в то время, когда город еще только планировали построить. был герб? Действительно, герба еще не было, так как еще не было и города. А если бы герб был, интересно, как бы он выглядел?
Поскольку сегодня мы свами являемся геральдиками, давайте придумаем и составим герб того времени, еще зарождающегося города. Для этого, снова разбейтесь на команды, выберите подходящую плоскость – щит герба, и наклейте на него символы того времени и той местности, где наш город только еще планировали построить.
(На столах детям предложено множество вариантов основания герба, разного цвета и формы; картинки изображающие деревья, животные, реки, люди – строители, юрты. После того, как дети составят гербы, представитель каждой из команд сделают краткое пояснение получившему гербу)
- Ребята вы настоящие геральдики! Каждый из ваших гербов мог бы стать символом того времени, поэтому я предлагаю вам разместить их на последнем отрезки «реки времени».
Молодцы ребята, вы справились с заданием, и достойны звания настоящих геральдистов. Вам понравилось? А хотели бы еще побывать в этой роли? Для начала я хочу вас посвятить в геральдисты. Подарить вам вот такие гербы, и предложить вам дома, вместе с родителями придумать и составить герб своей семьи. Мы разместим их на стенде, а вы расскажите о своей семье и гербе, который вы придумали.