Елена Ф
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №32 г. Ейск МО Ейский район.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности.
Тема: «Путешествие по России».
Воспитатель: Фефелова Е. М.
Г. Ейск 2019г.
Тема: «Путешествие по России».
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Формировать представления детей о том, что на территории России проживают люди разных национальностей и народностей.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми народами, проживающими на территории России. Поддерживать интерес к истории народов, её населяющих.
2. Приобщать детей к культуре, традициям и обычаям других народов. Познакомить с народными промыслами, национальным костюмом, кухней, условиями жизни. Побуждать детей уважительно относиться к культуре этих народов,
3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и народностей, чувство патриотизма и гуманной личности. Стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.
4. Расширить знания детей о Родине. Формировать чувство гордости за неё
Словарная работа:
Расширять и обогащать словарный запас за счё т слов: тюбетейка, чак – чак. ичиги, папаха, нарты, каюр, хорей, яранга, кухлянка, торбасы и др.
Предварительная работа: чтение нанайской сказки «Айога», башкирской сказки «Как собака нашла себе хозяина». Слушание в аудиозаписи чукотской сказки «Заяц и медведь». Проведение русских народных игр «Лапоть», «Горелки», «Плетень», башкирской игры «Юрта». Слушание песен о Родине, заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».
Материал: компьютер, слайды мультимедиа, настольно-печатная игра «Собери костюм». Изделия народно – прикладного искусства, торбасы, тюбетейка, лезгинский пирог, каравай, карта России.
1. Организационный момент.
Сайд № 1
Звучит песня про Родину дети, входя в зал, здороваются с гостями, рассаживаются на места.
2. Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (ответы детей). Как называются люди, которые в ней живут? (ответы)
Слайд № 2 (карта России)
Воспитатель: Ребята, посмотрите это карта России. Наша страна огромна и необъятна. Территория её протянулась от Крайнего Севера до южных морей. На ней есть высокие горы, полноводные реки, бескрайние поля, густые леса, города. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами русские. Наша страна сильна дружбой разных народов, которые живут на её территории. А народов этих очень много.
Слайд № 3
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие народы населяют нашу Родину? (ответы детей).
Воспитатель: Да, наша страна многонациональная. Даже в нашей группе есть дети других национальностей. Это Дилия – она таджичка, и Камила – она лезгинка. Девочки, а что означают ваши имена? (ответы детей).
Воспитатель: Каждый народ чтит свои традиции, говорит на своём родном языке, имеет свою историю, культуру, свой национальный костюм.
Воспитатель: Ребята, а что такое народные традиции? (Ответы детей.)
Правильно, это то, что передаётся из поколения в поколение.
(Выходят дети в русских костюмах с караваем).
Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Воспитатель: Ребята, а это одна из традиций русского народа, встречать гостей караваем. Каравай это символ гостеприимства. А хотите узнать, какие есть традиции у других народов, которые живут в России? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в необычное виртуальное путешествие по нашей стране, и побывать в гостях у разных народов, которые её населяют, познакомиться с их традициями, культурой, кухней. А начнём мы наше путешествие из города, в котором мы живём, из Ейска, вот отсюда (показываю на карте). Места наших остановок мы будем отмечать на этой карте (на доске географическая карта России). Готовы? Ну, тогда в путь.
Воспитатель: А первая наша остановка в Республике Дагестан, вот здесь (находим место на карте, Посмотрите это совсем недалеко от нашего Краснодарского края. Здесь проживают родственники Камилы - лезгины. Побываем у них в гостях. Живет этот народ там, где очень высокие горы, быстрые реки, красивая природа.
Слайд №4
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на национальный костюм, который совсем не похож на русский.
Слайд № 5
Мужчины носят: рубашку, бешмет, поверх которого надевают кожаный пояс с кинжалом, шаровары. На ногах сапоги – ичиги (закрепляю название). На голове – папаха.
У женщин - булушки — традиционные платья свободного кроя с широкими рукавами. Их расшивают яркими узорами, бусами и монетками, под платье обязательно надевают штаны-шаровары, даже если их и не видно под юбкой. На голове расшитые платки. У лезгин свои традиции, праздники. Камила, расскажи, какие праздники у вас празднуют (ответ ребёнка). Ещё у них есть свой народный танец – «Лезгинка», который известен всему миру, который исполняют жители Кавказа (дети смотрят на экране видеоролик танца)
Слайд № 6
Воспитатель: Ребята, лезгины – очень гостеприимный народ. Каждый горец считает за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. Гостю подают самую лучшую пищу. Гость в дом – счастье в дом, так говорят лезгины.
Слайд № 7
И неизменным атрибутом гостеприимства этой солнечной страны, конечно же, являются национальные блюда дагестанской кухни: хин кали, шурпа, голубцы, шашлык, орехи в меду. Национальный пресный лезгинский хлеб – с очень необычным названием - Хьранфу. Ребята, посмотрите вот этот хлеб (показываю хлеб, который лежит на подносе). Ребята, мама Камилы узнала, что мы собираемся в гости, и специально испекла свой национальный хлеб, ведь в магазине мы такой не купим. Вы обязательно его попробуете во время нашего обеда. Погостили? Сколько узнали нового и интересного. Пора отправляться в путь.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. И вторая остановка будет в Республике Татарстан, вот здесь (определяем место на карте, где проживают татары, которые занимают второе место по численности населения в России. У татар своя национальная культура, свои традиции. Старинные обычаи сохранились и до наших дней. Особенно чтят татары духовные ценности и семейные традиции. На первом месте – всегда семья.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый национальный татарский костюм, тоже не похож на русский.
Слайд № 8
Мужской костюм состоит из длинной рубахи до колен, штанов и камзола. На голове тюбетейка (каляпуш). Обувь - традиционные сапоги ичиги, очень красивые и удобные (закрепляю название)
У женщин наряд состоит из платья с оборками, шаровар, камзола - безрукавки, расшитого золотыми нитками. Головного убора – калфак. Обувь лапти или узорные сапоги. Кожаные тапочки.
Воспитатель: Ребята, традиционным татарским жилищем является четырехстенный срубный дом, который внутри был разделен на женскую и мужскую половины.
Слайд № 9
Татары, как и другие народы страны, празднуют как государственные праздники, так и свои национальные.
Самый любимый Сабантуй – это праздник окончания посевных работ.
Люди собираются на открытой площади, где проходят разные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать. Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Посмотрите.
Слайд № 10
Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и положить его на лопатки.
Эти конкурсы придуманы для того, чтобы развеселить народ, создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями, хороводами и играми. Я предлагаю поиграть вам в народную татарскую игру «Тюбетейка», вам уже знакомо это название, что это? (ответы детей)
3. Физминутка.
Проводится татарская игра «Тюбетейка» (под народный татарский танец)
Воспитатель: Ребята, татары очень любят готовить, кухня очень разнообразна. Это плов, пельмени, пахлава. Возможно, вам знакомы эти названия, может кто-то пробовал их.
Слайд №11
Самым любимым является чак- чак.
Слайд № 12
Это сладость из теста в меду, без которой не обходится ни один татарский праздник. Все кто приезжает в Татарстан, обязательно покупают это лакомство и везут к себе домой в подарок. Посмотрите, у меня тоже есть вот такой чак –чак. Ребята, хотите попробовать? (дети пробуют чак–чак). Понравилось? Ну что, погостили у татар, пора отправляться в путь. Продолжаем наше путешествие (звучит композиция «Северный ветер»).
Воспитатель: Наш путь лежит далеко на восток, вот сюда, (отмечаю на карте) и мы попали с вами на Крайний Север. Посмотрите, как далеко это от нашего города Ейска. В северных широтах день исчезает полностью и приходит полярная ночь.
Слайд № 13
Воспитатель: На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Ребята, как вы думаете какая погода на севере? (ответы детей).
А какая одежда должна быть у жителей севера? (ответы). А вы знаете, из чего она сделана? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, одежда чукчей сшита из оленьих шкур, она должна быть очень тёплой и удобной. Давайте рассмотрим их национальную одежду.
Слайд № 14
Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь, которую они носят, называется – торбаса, её тоже делают из меха и шкур животных. Посмотрите, вот эта обувь (показываю детям торбасы, она непривычна для нашего города, а люди севера носят только такую. Кто хочет её обуть? (дети надевают, пробуют походить в ней).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется жилище чукчей? (ответы детей).
Воспитатель: Жилище, в котором живут чукчи - называется яранга (закрепляю название). Посмотрите.
Слайд № 15, 16
Яранга обтянута шкурами животных (в основном оленей, Посмотрите, как она устроена. Здесь нет кровати, стола, стульев,
Жители Севера занимаются оленеводством. Олени - это то, чем они живут. Из шкур оленей они делают себе одежду, яранги, ну а мясо и молоко употребляют в пищу, из оленьих рогов делают лекарства. Съедят олени корм и идут дальше, а за ними и оленеводы, Это значит, что чукчи не живут на одном месте, а постоянно передвигаются, кочуют. Собирают свой дом и уходят далеко к берегам Северного Ледовитого океана.
Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки.
Слайд № 17
Их запрягают в лёгкие сани – нарты, которые перевозят яранги и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста – хорея (закрепляю название).
Кроме оленеводства народы севера занимаются охотой, рыболовством. Рыбу ловят в реках, озерах. Любимым национальным блюдом у чукчей – является строганина – это блюдо из замороженной рыбы или оленины.
Слайд № 18
Сладости на севере мы не найдём, а вот такую рыбу сейчас попробуем.
Воспитатель: Ребята, чукчи большие умельцы. Народные промыслы северян – резьба по кости, шитьё одежды из меха. Вот посмотрите.
Слайд №19
Воспитатель: Есть у северных народов и свои праздники.
День оленевода – традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны. В этот день устраивают спортивные соревнования:
Перетягивание палки и каната
Прыжки через нарты
Гонки на оленьих и собачьих упряжках.
Также праздник сопровождается песнями и танцами. Северные танцы и песни это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение.
Сейчас мы послушаем «Танец оленя» (аудиозапись).
Самым необычным украшением Севера является Северное Сияние. Северное Сияние – это природное явление невероятной красоты, сверкающее многоцветие на небосводе. Посмотрите.
Слайд № 20
Воспитатель: Во время нашего путешествия мы побывали в гостях у разных народов, познакомились с национальной одеждой, попробовали национальную еду. В завершении предлагаю поиграть в игру, узнать, что вам запомнилось из нашего путешествия.
4. Проводится игра «Собери костюм» (дети делятся на группы, собирают из разрезных картинок элементы костюмов: кокошник, тюбетейку, папаху, чак–чак, торбасы).
5. Итог.
Воспитатель: Ну, вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами должны сделать её краше, богаче и сильнее.
А закончим наше занятие замечательным стихотворением В. Степанова: «Российская семья»
(читают дети).
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
Воспитатель: Ребята, а чем принято в России угощать гостей?
Дети: По русскому обычаю гостей принято было угощать блинами, пирогами, пряниками, баранками. Дети в русском костюме угощают гостей пряниками, остальные играют на музыкальных инструментах р. н. м. «Ах, вы, сени мои сени».
Слайд № 21