Ксения Мещерякова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Калининского района
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Как звери готовятся к зиме»
Подготовила воспитатель I кв. категории
Мещерякова К. А.
Санкт-Петербург 2015 год
Задачи:
1) Образовательные: продолжить расширять и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе и о том, как к ним приспосабливаются дикие звери;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
2) Развивающие: развивать сообразительность, внимание, память, логическое мышление;
3) Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к животным, интерес к изучению природы родного края.
Предварительная работа: беседа о диких животных, упражнения и игры, позволяющие классифицировать животных на диких и домашних, хищных и травоядных.
Материалы и оборудование: плакат «Как звери готовятся к зиме», фигурки диких зверей, магнитофон и аудиозапись «Зимний лес», карточки с изображением диких зверей, карточки с изображением пищи диких зверей, игрушка би-ба-бо Обезьянка, снежинка, фигурки зайца и волка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, на календаре наступила зима. Дни стали короткими, ночи длинными. Всё чаще дует холодный ветер, небо хмурится. Вы знаете, что совсем скоро начнутся настоящие зимние метели, и тогда вся земля покроется снежным ковром. Ведь мы с вами уже знаем все признаки наступления зимы. И звери в наших лесах тоже чувствуют приближение зимы.
Но не все животные об этом знают. К нам прилетела гостья из далекой Африки, где ничего не знают о русской зиме! Встречайте ее!
(Воспитатель достает из-за ширмы куклу би-ба-бо Обезьянка)
Бамбино: Привет, ребятня! Меня зовут Бамбино, я самая любопытная обезьянка во всей Африке! Что творится у меня на родине - я знаю! А у вас тут что такое? Что еще за зима? А?
Воспитатель: Раз ты ничего не знаешь о зиме, Бамбино, садись с нами и слушай.
Воспитатель достает снежинку.
Воспитатель: Это снежинка – главная героиня нашей зимы. Давайте с ней поиграем. Подставляйте ладошки. Кому снежинка опустится на руки, тот называет слово о зиме.
Игра «Зимние слова»
Воспитатель: Теперь ты поняла, Бамбино, что зима - это время года снежное, ветреное, морозное.
Бамбино: А как же лесные звери живут зимой?
Воспитатель: Звери всю осень готовятся к приходу зимы.
Бамбино: Как готовятся? Одежду одевают теплую что ли?
Воспитатель: Оставайся с нами, Бамбино, ты обо всем узнаешь.
Воспитатель сажает обезьянку лицом к детям.
Воспитатель: давайте отправимся в лес и сами увидим, как звери к зиме готовятся. Вставайте в круг, поворачивайтесь направо. Будем идти друг за другом. Если я скажу, что здесь сугробы, надо идти, высоко поднимая ноги, если ветер – закрываем ушки, если снегопад – прячем голову.
Физкультминутка «Зимний лес»
Воспитатель: ну вот мы и в лесу. Садитесь и слушайте.
Воспитатель включает аудиозапись со звуками зимнего леса.
Воспитатель: сколько в лесу разных зверей. Давайте отыщем их. Я раздам вам карточки с изображением лесных зверей. А потом буду загадывать загадку. Кто узнает в ней своё животное, должен будет встать и показать нам свою карточку.
1).Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
Дети: Заяц.
Ребенок, у которого карточка с изображением зайца, встаёт и показывает свою карточку.
Воспитатель: выходи, зайчик, и расскажи, как ты к зиме готовился.
Выходит ребенок с картинкой зайчика и рассказывает о том, как зайцы готовятся к зиме (меняют серую тонкую шубку на теплую белую).
Воспитатель: спасибо, зайчик, садись на место. А вы, ребята, слушайте следующую загадку.
2) Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна.
Дети: Медведь.
Ребенок, у которого карточка с изображением медведя, встаёт и показывает свою карточку.
Воспитатель: выходи к нам, медведь, расскажи, как ты к зиме готовился и как ее проведешь!
Выходит ребенок с картинкой медведя и рассказывает, как медведь готовится к зиме (больше ест, набирает жир, готовит берлогу и ложится в спячку).
Так далее после каждой загадки.
3) Страшный, серый зубастый
Он навёл переполох.
Все зверушки разбежались.
Испугал зверушек. (Волк)
Воспитатель: Вот какой хищник повстречался нам в лесу. Давайте немного с ним поиграем. Положите свои карточки на стульчики и вставайте в круг. Будем под музыку передавать по кругу фигурки зайчика и волка. Как только музыка останавливается, перестаем передавать. Тот, у кого в руках остался волк, должен найти и коснуться рукой того игрока, у которого в руках заяц. Если «заяц» успел выскочить из круга, значит он выиграл, и выбывает «волк», а если «волк» успел осалить «зайца», выбывает «заяц».
Физкультминутка «Заяц и волк».
Воспитатель: Ну что же, поиграли, отдохнули, а теперь давайте продолжим беседовать с обитателями леса. Садитесь на стульчики и берите свои карточки.
4) Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса)
5) Сам зверек поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой,
Ну и быстрые же ножки,
Скачут по лесу стрелой! (Белка)
6) Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его … (Барсук)
7) А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. (Еж)
8) Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый … (Лось)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы так много знаете о лесных зверях и о том, как они к зиме готовятся. Бамбино, ты все запомнила?
Бамбино: плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь?
Бамбино: Мне очень жаль лесных зверей, и так нелегко приходится зимой!
Воспитатель: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.
Бамбино: Можно я покормлю их? Достает муляж банана.
Воспитатель: спасибо тебе за угощение, Бамбино, но дикие звери никогда не пробовали бананов. Ребята, а вы хотите отыскать подходящий корм для своих зверей. Ещё раз посмотрите на карточки и вспомните, чем питается это животное, а затем подойдите к столу и отыщите карточки с подходящим кормом.
Игра «Кто что ест»
На столе разложены карточки с изображением видом пропитания: грибы, желуди, орехи, ягоды, мед, рыба, заяц, мышь, лось, ветки и листья, кора дерева, червячки, птичьи яйца и др. Каждый ребенок должен подобрать карточки с изображением того, чем питается зверь на его картинке.
Проверка результатов.
Бамбино: Вы такие молодцы ребята! И сами знаете о жизни обитателей леса, и мне обо всем рассказали! Полечу скорее домой, в Африку, расскажу всем про то, как у вас звери к зиме готовятся!
Воспитатель: Прилетай к нам еще, Бамбино!
Дети: До свидания, Бамбино!
Бамбино: До новых встреч!
Воспитатель прячет обезьянку за ширму.
Воспитатель: Вы действительно сегодня очень хорошо потрудились! Вам понравилось в зимнем лесу?
Дети: да!
Воспитатель: А теперь пора возвращаться! Помните, как идти по сугробам, как прятать ушки от ветра и защищаться от снега?
Дети: Помним!
Воспитатель: тогда через лес вернемся в детский сад.
Проводится заключительная игра «Зимний лес».