Иванова Ольга Юрьевна
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по осени
Цель: Развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
Обучающие:
-систематизировать знания детей об осенних месяцах, их последовательности, признаках каждого месяца;
Развивающие:
- развивать поисковую деятельность для решения поставленной проблемы;
- совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи и ознакомлению с окружающим;
Публикация «Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Путешествие по осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
- развивать творческое воображение в работе над созданием образа осени посредством художественного слова и изобразительной деятельности;
- упражнять в умении согласовывать движения со словами;
- активизировать речь;
- развивать партнерские отношения.
Воспитывающие:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать умение сопереживать животным, оказывать им помощь;
-воспитывать сплоченность, заботу о товарищах, эмпатию
Оборудование: мольберт, листья по количеству детей, картинки грибов, листочки с геометрическими фигурками: круг, овал, треугольник (по количеству детей, "Птицы" (зимующие, перелетные, картинки с приметами разных времен года, работы (рисунки) детей на тему «Осень».
Предварительная работа: наблюдения, экскурсии, рассматривание альбомов и иллюстраций «Осень», «Деревья и кустарники», «Грибы: съедобные и несъедобные», «Птицы», заучивание стихотворение про осень.
Ход занятия
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!
— Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки.
— Я рада приветствовать вас на нашем занятии. А занятие нам предстоит провести не простое, мы сегодня будем помогать одному сказочному герою разбираться в том, что такое осень? Что же это за сказочный герой, отгадайте сами.
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … (Незнайка).
Кукла Незнайки: Здравствуйте дети! Я хочу, чтобы вы мне помогли понять, что же такое осень? Ну что ребята поможем? Да!
Воспитатель начинает занятие словами:
“В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти!
Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь.
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём.
Может быть, в лесу осеннем мы кого-нибудь найдём”.
осторожно, удерживая равновесие, чтобы не упасть вниз. (Движение по гимнастической скамейке, удерживая равновесие)
Дети выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль за каждым. Скажите, ребята, как ведут себя в лесу? (В лесу нельзя шуметь, нужно быть осторожным и внимательным)
Дорога в лес нам предстоит трудной, будет много препятствий. Посмотрите, путь преграждают пеньки, их нужно обходить. (Движение змейкой между конусами)
Затем я вижу канатный мост без поручней, нам придётся по нему ползти на животе. (Движение по гимнастической скамейке ползком на животе, подтягиваясь руками)
Дальше я вижу широкий ручей, его нужно перепрыгнуть, не замочив ноги. (Прыжок с места на двух ногах через макет ручья)
Дальше нас ждёт пещера с низким лазом, её нам придётся проползти на низких четвереньках. (Движение на четвереньках в туннеле)
Затем я вижу дерево, перекинутое через глубокий овраг, по нему пойдём выполнением движений.
Вот мы в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса.
Закружились листья, закружились
И в лесу мы с вами очутились.
Звучит музыка – дети заходят в “лес”.
“Давайте сядем на лесной полянке и посмотрим на деревья в сентябре. Что вы видите? Какого цвета стали листья? Почему листья изменяют свой цвет осенью?”. Дети: “Листья становятся жёлтыми, красными, увядают, потому что им не хватает тепла
Ребята, посмотрите, как здесь красиво…
На доске картинки с осенними месяцами.
Здесь вы найдете много картинок с разными временами года. Вам надо выбрать только осенние пейзажи. И расскажите об осени. Какая она бывает?
Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Воспитатель: Какая погода в октябре?
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Игра (в кругу, воспитатель бросает каждому мяч и дети отвечают)
Если осенью идет дождь, то она – дождливая.
Если дует ветер – ветреная.
Если осенью тепло – теплая. Если сентябрь – ранняя.
Если сыро – сырая. Если ноябрь – поздняя.
Если пасмурно – пасмурная.
Какие поговорки вы знаете про осень?
Дети читают поговорки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый букет я собрала из осенних листьев (воспитатель показывает наличие в руках бумажных листьев). Они все такие разные. Вы знаете, с каких деревьев листья очутились в моем букете? ( дети перечисляют: дуб, клен, береза, рябина, каштан, тополь).
Воспитатель: Интересно, а помните ли вы, как выглядят эти деревья и чем они отличаются друг от друга и от других деревьев?
Игра «Узнай по силуэту» (детям показываются изображения деревьев).
Игра «Закончи предложение» :
- у дуба желуди, а у сосны (шишки)
- у сосны иголки, а у березы (листочки)
- береза осенью золотая, а ель (зелёная)— Молодцы! Дарю вам эти листья. (каждый ребенок получает по листочку)
А сейчас какой месяц? А были какие? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Про осень говорят «Золотая», а какими еще словами можно охарактеризовать ее? (чудесная, печальная, хмурая, запасливая, богатая)
Ребята, попутешествуем дальше по осенним месяцам, чтобы он запомнил, что же такое осень? Помогут нам путешествовать осенние листья. (звучит музыка)
Закружились листья, закружились…
В сентябре мы с ними очутились.
Танец Осенний блюз
Представьте, что мы в сентябре. Чем характерен этот месяц? Назовите его особые приметы.
Сентябрь: солнечно, тепло, урожай яблок, овощей, орехов, грибов, рябины, уборка хлеба, осенние цветы.
Игра «Сбор грибов» (показываются изображения грибов, дети должны выбрать какие грибы съедобные, а какие нет)
Игра «Что за овощ» (превращение геометрических фигур в овощи).
А теперь отправляемся на встречу с октябрем. (музыка)
Закружились листья, закружились…
В октябре мы с ними очутились.
Какие приметы характерны для октября месяца?
Октябрь: деревья полностью меняют свой наряд, звери заканчивают подготовку к зиме, дождь, грязь, холод, птицы собираются в стаи, завяла трава и цветы.
. Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать.
Включается запись звука улетающих журавлей, уток.
Воспитатель: “Чьи это голоса?”
Дети: “Мы слышим голоса улетающих журавлей, уток”.
Воспитатель: “Почему птицы улетают на юг?”.
Дети: “Многим птицам здесь зимой не хватает корма”.
Воспитатель: “Каких перелётных птиц вы знаете? Какие птицы остаются зимовать с нами?”.
Давайте поиграем в игру “Перелётные и зимующие птицы”. Детям раздаются картинки перелётных и зимующих птиц, по одной картинке каждому ребёнку. “Воспитатель” приносит два знака – “Солнце” (обозначает юг, “Снежинка” (обозначает место зимования). Детям предлагается вспомнить какая у них птица – перелётная или зимующая – и по сигналам – двигаться в соответствующее место. Игра проводится два раза, воспитатель проверяет правильность перелёта птиц.
Игра "Накорми птиц". Цель: закрепить представления детей о пище, которую употребляют птицы, учить детей разделять птиц на растениеядные, хищные и всеядные. Объяснить детям необходимость отлёта перелётных птиц в зависимости от пищи. 3 вида
— Кто желает рассказать ваше любимое стихотворение об осени (чтение стихотворения детьми).
Воспитатель: Октябрем осень не кончается, есть у нее еще один месяц. Какой? (ноябрь). (Музыка).
Закружились листья, закружились…
В ноябре мы с ними очутились.
Попробуйте представить, как изменится природа в ноябре, какие признаки будут характерны для этого месяца?
Ноябрь: птицы улетели на юг, заяц поменял шубку, холодно, заморозки, дождь, выпадение снега, деревья голые, день короче - ночи длиннее, медведь впадает в спячку.
В каком осеннем месяце часто идут дожди, дует холодный ветер, даже снег может пойти?”.
Дети: “Такая погода бывает в ноябре”.
Воспитатель “Ребята, куда исчезли насекомые?”
Дети: “Насекомые спрятались под кору деревьев, в пни, под камни”.
Воспитатель “Ребята, покажите, какой бывает ветер и дождь в ноябре”.
Проводится логоритмическое упражнение.
Ветерок листвой шуршит
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. (Потирают ладони)
В трубах громко он гудит
У-у-у, у-у-у.
Делают хлопки ладонями над головой)
Поднимает пыль столбом
Бом-бом-бом.
(Топают ногами)
Дует он везде кругом
Гом-гом, гом-гом.
(Хлопают по коленям)
Рассердилась туча злая, (Постукивают кулаком о кулак)
И закапал мелкий дождь.
Капля падает за каплей
(Постукивают пальцем одной руки о ладонь другой руки)
набежало много слёз.
Дождь сильнее стал (Показывают ладонями чашу слёз)
И ветер сделал вдруг его косым. (Показывают ребром ладони дождь сверху вниз)
Капли вправо, капли влево,
Словно всех косой косил. (Показывают ребром ладони дождь сверху вниз)
Ливень туча посылает,
И стеной вода течёт. Показывают по диагонали сверху вниз влево и вправо)
Ладони двигаются от себя)
Где бы спрятаться от ливня?
Зонтик нас раскрытый ждёт. Показывают зонт руками).
Теперь уж Незнайка запомнил, что такое осень?
Незнайка: Запомнил. Но боюсь, опять забуду.
Воспитатель: Ребята, что же делать? (ответы детей). А что, если нам подарить Незнайке осенние листочки? Он на них посмотрит и все вспомнит. Тогда-то он точно не забудет, что такое осень. (Воспитатель раздаёт контурное изображение листочков, а дети раскрашивают).
Незнайка: Да ребята, спасибо, вы очень постарались.
Давайте попрощаемся с Незнайкой! До свиданья, наш милый друг, если у тебя возникнут вопросы, приходи, мы с ребятами тебе обязательно поможем!
Незнайка: До встречи, дети, спасибо вам за помощь!