Татьяна Олеговна Иванова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (Образовательная область коммуникация)
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (Образовательная область коммуникация
Программное содержание:
• учить детей проводить звуковой анализ слова;
• закреплять умение называть первый звук в слове;
• учить называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: картинка-схема слова мак, серые фишки (по 4 на ребёнка, указки.
Ход занятия.
I. Игра «Назови первый звук».
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (Образовательная область коммуникация)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель произносит слова с интонационным выделением первого звука (ррепа, ллес, волк, ддом, ййаблоко и т. д.) и бросает мяч ребёнку, тот называет первый звук в слове («р’», «л’», «в», «д», «й») и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.
II. Звуковой анализ слова мак.
Воспитатель показывает детям картинку-схему слова мак, спрашивает, какой цветок нарисован. Обращает внимание дошкольников на клеточки под рисунком. Спрашивает: «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?» - «Звуки». – «Нарисовано три клеточки, потому что в слове мак три звука».
Показывает, как нужно читать слово мак в соответствии с движением указки под схемой. Воспитатель внимательно наблюдает, помогает тем, у кого произнесение слова не совпадает с движением указки.
Далее идёт обучение звуковому анализу слова – последовательному выделению звуков в слове.
Воспитатель произносит слово мак с интонационным выделением первого звука (Мак) и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая её под первой клеточкой. Просит детей вместе с ней произнести слово хором. Спрашивает, какой первый звук в слове. Услышав правильный ответ, объясняет, что звук «м» он обозначит серой фишкой (показывает фишку). Спрашивает в какую клеточку нужно поставить её. «В первую, потому что «м» - это первый звук в слове мак».
Воспитатель ставит фишку в первую клеточку схемы и говорит детям, что у них на подносах также лежат серые фишки, только маленькие. Этими фишками они будут обозначать звуки у себя на схемах. Дети ставят фишку в первую клеточку схемы слова мак, отмечая, что они обозначили звук «м».
«Послушайте, какой второй звук в слове мак»,- продолжает воспитатель. Ведёт указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука: маак. Дети вместе с ней хором произносит слово мак, также интонационно выделяя второй звук. «Какой второй звук в слове мак?» - спрашивает воспитатель. «Звук «а».некоторые дети могут ошибиться, назвать не второй звук в этом слове, а сочетание мА. В таком случае воспитатель ещё раз читает слово по схеме с интонационным выделением звука «а». Вызывает читать детей, допустивших ошибку. Спрашивает, какой звук они тянут, когда указка задерживается под второй клеточкой. Когда дети убедятся, что второй звук в слове мак – «а», воспитатель и дошкольники обозначают на схемах звук фишками.
Таким же образом выделяется третий звук в слове мак: воспитатель ведёт указкой под схемой, задерживая её под третьей клеточкой, и выделяет в слове звук «к» : маК. Дети определяют третий звук в слове и обозначают его фишкой. Воспитатель ставит большую фишку в схему на картинке.
Последний этап работы – повторное чтение слова мак с синхронным движением указки под схемой. Образец чтения даёт воспитатель.
III. Игра «Назови слово». Дети называют слова со звуком «м», затем со звуком «м’» : мак, масло, комар, дом, сумка, дым; мишка, милиционер, помидор, домик, семь, место. За каждое правильно названное слово дети получают «медальки». В конце игры определяется победитель.