Тамара Потапкина
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Ясна-красна, пришла весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Задачи:
Образовательная область "Познание":
- расширить, уточнить и закрепить у детей знания и представления о сезонных изменениях происходящих в природе с наступлением весны; об особенностях каждого весеннего месяца: общая характеристика месяца, растительный и животный мир, занятия людей;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Ясна-красна, пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- уточнить знания детей о птицах: особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц, приспособлении к среде обитания, о зимующих и перелетных птицах, об весенних и осенних миграциях птиц и трудностях перелета.
Образовательная область "Коммуникация":
- развивать связную речь детей, обогащать словарный запас;
- активизировать внимание, память, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать.
Образовательная область "Художественное творчество":
- учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы;
- учить выразительно читать стихи, последовательно излагать материал.
Образовательная область "Социализация":
- развивать навыки коллективной работы в группе;
- воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, готовность всегда приходить на помощь к тому, к в ней нуждается;
- прививать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
ИЗО деятельность / рисование на тему "Весна пришла", "Птицы зимующие и перелетные", оригами "Птицы", коллективная работа "Весна в городе" - картина, лепка "Птичка"/, разучивание песен о весне, закличек, скороговорок, пословиц, стихов, чтение художественной литературы.
Подготовка оборудования:
оформление группы на весеннюю тему: ширма для кукольного театра украшена картинами о весне и рисунками детей, плакаты "Модели эколого-систематических групп", "Птицы", "Узнай и назови птиц", "Три весны", иллюстрации к дидактическим играм "Птицы и гнезда", эмблемы для каждого ребенка со своей птицей, птички /оригами/, картина "Весна в городе". Кормушка и скворечник, запись "Голоса птиц", компьютер.
Содержание непосредственной образовательной деятельности.
Восп. - Дети, сегодня мы собрались с вами в клубе любителей природы. И поговорим мы с вами о весне, о той радости, красоте и надежде которые она нам приносит, о наших пернатых друзьях - птицах. Давайте подберём новые слова к слову "весна". Какая весна? /солнечная, ранняя, долгожданная, поздняя, улыбчивая. / Какая капель? /дружная, прозрачная, звонкая, веселая. /
Отгадайте мою загадку:
"На ветках плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки. Отгадайте, что это за листочки?"
Восп. - Дети, какие весенние месяцы вы знаете? Расскажите о них.
Весна торопится на старт
В ручьях весенних месяц. /март/
Из старых листьев вылез шмель
Цветет подснежником. /апрель/
На луг Буренку выгоняй - Пришел с травой зеленый. /май/.
Как поэты называют март? /утро весны, утро года/ Еще его называют "капельник," "солнечник". Почему? /Солнце поднимается выше, светит ярче, дни становятся длиннее, снег становится рыхлым, сосульки капают; прилетают первые птицы: грачи, жаворонки, скворцы, у медведя родятся медвежата; люди начинают сажать рассаду овощей, цветов, меняют зимнюю одежду на весеннюю и т. д. /
Апрель - середина весны, его называют "месяцем живой воды". Объясните, дети, почему? /Лед на реках, прудах, озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. Реки вскрываются, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Апрель - "ледолом", "снегосгон". В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы, звери меняют зимние шубки на летние, у волчицы родятся волчата. Май - это сердце весны. Почему его называют цветень? /Все цветет, распускаются почки, появляются первые цветы, идут дожди, первые грозы. /
Восп. - Дети, вспомните наши опыты "Где быстрее наступит весна?" и объясните, почему весна в первую очередь приходит в поле, а не в лес? Мы читали рассказ В. Бианки "Три весны" /полевая, речная и лесная весна/. Прочитаем стихи о них.
Вот уж снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли полевая
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят. речная
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Юный лес, в зеленый дым одетый
Теплых гроз нетерпеливо ждет. лесная
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
Восп. - Дети, чтобы весна поскорее пришла к нам, что нужно сделать?
Закличка о весне.
Ясна-красна, пришла весна,
С золоченым гребнем,
С изумрудным стеблем,
С полною водою,
С первой бороздою,
С голубою далью,
С Иваном-да-Марьей.
Восп. - Дети, представьте себе, что мы с вами попали в настоящий лес. Послушаем голоса леса: аудио звук " Голоса птиц"
-Каких птиц вы узнали по голосу?
Восп. - Дети, я вижу, что у каждого из вас на груди эмблема с птицей. Но прежде, чем вы расскажете о себе, давайте поиграем.
Игра. "Найди свой домик" /дети выстраиваются в две команды: у кормушки - зимующие птицы, у скворечника - перелетные/. Далее, каждая птица рассказывает о себе /загадку, стих, скороговорку/.
Восп. - Дети, вспомним пословицы о птицах:
- Увидел грача, весну встречай.
- Ласточки летают низко -к дождю.
- Воробьи летают кучами - к сухой и ясной погоде.
- Сорока, стрекочет - гостей пророчит.
- Сорока на хвосте весть принесла.
- Увидел скворца - весна у крыльца.
- Если грач на горе, то весна во дворе.
- Птице крылья, человеку разум.
- Старого воробья на мякине не обманешь.
- Пуганая ворона и куста боится.
- Не сули журавля в небе, дай синицу в руки,
- Всякая птица своим носом сыта.
- Соловей запел - вода пошла на убыль.
Восп. - Дети, давайте поговорим о том, какие трудности испытывают птицы во время перелетов?
/ - огромные расстояния, мозоли под крыльями, от частых взмахов;
-сильные ветры сбивают с курса,
- облачность, закрывающая ночное небо, тем самым не давая возможность ориентироваться по звездам,
- самолет /нельзя, чтобы встретился со стаей/,
- опасная, долгая, трудная дорога: хищники, человек
/птицы могут покинуть места зимовок из-за вырубки леса,
строительных работ/.
Дидактическая игра "Найди своё гнездо" / дети приклеивают птиц
в свои гнезда: сороку, ворону, ласточку, дятла, синичку-ремез, скворца/.
Восп. - Дети, мы с вами знаем, что птицы относятся к живой природе. Почему? /рассматривают плакат " Модели эколого-систематических групп" / Чем питаются птицы?
Восп. - Чем птицы отличаются друг от друга? /беседа/.
- Что общего у всех птиц?
- Зачем птицам нужны перья? /Это"одежка"для птиц. Она бывает на-рядной и защитной. Без перьев птица не сможет летать, перья защищают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары, от намокания и пересыхания/.
- Какие перья бывают? /маховые - на крыльях, рулевые - на хвосте,
контурные -покрывают все тело, пуховые, нитяные. / -Кто заботится о птичьих перьях? -Говорят, что постель у птиц всегда с собой. Это правда?
- Какие прозвища есть у сороки?
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?
- Почему птицы назвали воробьем?
- С прилетом какой птицы мы считаем начало весны?
- Какая птица не вьет гнезда?
- Кто воспитывает маленьких кукушат?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какие сказки о птицах мы читали? (дети называют сказки, рассматривают выставку книг).
Физкультурная пауза.
Массаж спины: «Дятел жил в дупле густом». (дети выстраиваются в колонну и выполняют массаж).
Дидактическая игра: «Собери птицу». (дети парами собирают разрезную картинку).
Восп. - Дети, скажите мне, как люди должны заботиться о птицах?
Восп. - Дети, посмотрите какую замечательную картину мы с вами сделали. Как мы назвали картину? / "Весна в городе" или "Городская весна"/ Скажите, чего не хватает на этой картине? /дети отвечают, что не хватает птиц; далее дети наклеивают птиц-бумажных на картину, любуются ей/.
Восп. - Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. (Дети поют песню о весне).