Елена Колсанова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гончарной мастерской»
▼ Скачать
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Развитие речи», «Художественно - эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательная :
1. Продолжать формировать познавательную активность детей, приобщая их к истокам народной культуры;
2. Познакомить с профессией гончара, процессом изготовления глиняной посуды
3. Творчески подходить к выполнению работы
Развивающие:
1. Совершенствовать навыки работы с пластилином, в частности, со способом кольцевого налепа.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „В гончарной мастерской“» размещена в разделах
2. Активизировать словарь детей : гончар, горшеня, гнилище.
3. Закреплять навыки ведения диалога.
4. Развивать воображение, фантазию, аккуратность, последовательность выполнения действий, память, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к народным традициям, истокам русской культуры
Предварительная работа: Знакомство с мини-музеем «Русская изба»; знакомство и лепка посуды разными способами в НОД и в самостоятельной деятельности,
Материалы и оборудование: Мини - музей «Русская изба»; посуда деревянная, глиняная, плетеная из бересты и веток; пластилин, стеки, доски для лепки, влажные салфетки на каждого ребенка.
Ход НОД:
Выхожу к детям в русском народном костюме, собираю детей возле себя. Ребята, я хочу пригласить вас к себе в русскую избу. Проходите, присаживайтесь. Посмотрите, пожалуйста, из каких материалов сделаны посуда в нашей избе.? (На столе стоят глиняная и деревянная и плетеная из бересты, веток посуда. Жестом показываю детям)
Ответы детей:
Правильно. Это посуда – деревянная (показываю жестом, это плетеная, а это сделанная из глины (Даю детям в руки, чтобы могли поближе познакомится. Потрогать, понюхать).
Как же делали деревянную посуду?
Ответы детей:
(Обобщаю, дополняю ответы детей) Деревянную посуду, конечно же, вырезали из дерева. Использовали березу, дуб, клён, липу. Лучше всего процессу обработки поддается липа – по ней легко вырезать, так как она мягкая. Но у этой посуды есть один недостаток, деревянную посуду нельзя ставить на огонь – она горит, со временем посуда из дерева рассыхается и начинает трескаться.
Из чего же сделана глиняная посуда?
Ответы детей: из глины
А знаете ли вы, как делают глиняную посуду?
Ответы детей:
Ребята, предлагаю вам пройти к экрану компьютера, и все узнать.
Просмотр презентации «Глиняная посуда»
Слайд 1. Глиняная посуда
Слайд 2. Для того, чтобы сделать глиняную посуду нужна глина. Место, где ее находили, называлось – гнилище.
Слайд 3. Надо отметить, что глина была не только красная, а была и белая, голубая, желтая.
Слайд 4. Из гнилища глину копали и приносили домой. Его хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной. Как тесто для пирогов.
Слайд 5. Из готовой глины начинали лепить. А лепили из нее разные полезные вещи: миски, кувшины, горшки, кружки и детские игрушки.
Слайд 6. Детские игрушки.
Слайд 7. Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой.
Слайд 8. Чтобы было удобнее, пользовались деревянным кругом или подставкой. А уже позже начали пользоваться настоящим быстроходным гончарным кругом.
Слайд 9. Вылепленные изделия сушили несколько дней, а потом обжигали в домашних печах или специальных гончарных печах.
Слайд 10. После обжига все изделия становились крепкими, не размокали в воде, как простая глина.
Слайд 11. Рабочий, делающий из глины посуду и игрушки называется – гончар. А ласково их называли «горшеня», потому что он делал горшки из глины.
Слайд 12. Гончар работает в гончарной мастерской.
Слайд 13. Делает посуду на гончарном круге.
Слайд 14. Потом обжигает в печи
Слайд 15. После украшает рисунками свои горшки и игрушки.
Ребята, сегодня мы с вами, тоже будем лепить посуду, только из пластилина. Пластилин такой же пластичный, податливый как глина (меняет форму)
Давайте подойдем к нашим столам, в мастерскую, почувствуем себя настоящими гончарами. Сейчас я покажу и объясню. Как вылепить горшок из глины. Сначала делаем «донышко» - дно изделия. Она у нас похожа на лепешку. Затем наращиваем стенки посуды. Для это будем катать длинный жгутик и укладываем так, чтобы получилась чашка или горшок. Потом стенки разглаживаем и получается у нас во такая чашка.
Ребята, прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
У тебя есть две руки
Есть и 10 пальчиков
Будут пальчики трудиться
Не пристало им лениться -2 раза.
Теперь, подумайте, кто какую посуду будет лепить, и можно приступить к работе.
Самостоятельная работа детей, помощь, подсказка, напоминание.
После работы предлагаю детям рассмотреть изделия, отметить наиболее удачные.