Анна Тогушова
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с миром природы Тема: «Что такое снег?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно -исследовательской деятельности «Что такое снег?».
Задачи:
Образовательные :
- формировать представление об образовании снежинок, снега в природе, умение различать строение и форму снежинок, пользоваться критериями сравнения.
- вызывать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
Развивающие:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с миром природы Тема: „Что такое снег?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать речь, мышление, внимание, воображение, любознательность; активизировать словарь детей; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, доброжелательные отношения между сверстниками.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, коробка – подарок, карта путешествий, макет сугроба, крахмал, пена для бритья, сода, столы – 6 шт., елка со снежинками, мишка-игрушка, имитация пшеничного поля (пророщенная пшеница, бутылки с пенопластом, коктейльные трубочки, ведерко со снегом, презентация «Как рождается снег?», влажные салфетки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Заходит воспитатель с большим подарком в руках.)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы любите праздники? (Ответы детей) А какой больше всего? (Новый год) Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: А что вам в подарок принес Дед Мороз? (диалог – беседа)
Воспитатель: Я в этом году тоже получила подарок от Дедушки Мороза. Вот он перед вами. Давайте вместе посмотрим, что он мне прислал. Мне самой интересно.
(Воспитатель и раскрывает подарок вместе с детьми и достает из коробки карту)
Воспитатель: Ой, ребята, что это? (Карта) Я догадалась, дети часто спрашивают меня, что такое снег. И я обратилась за помощью к Деду Морозу. Ребята, а вы хотите узнать, что такое снег? (Воспитатель предлагает детям потрогать снег руками)
- Какой он? (Холодный, влажный и т. д.) Хотите узнать, как получается снег в природе? В этом нам поможет карта, которую прислал Дед Мороз. Она не простая, а волшебная. С её помощью мы узнаем, что такое снег. Но для того, чтобы начать наше путешествие всем вместе нам надо повторить правила дружбы: не ссориться, уступать и помогать друг другу. Давайте назначим хранителя карты. Кого бы вы выбрали? Итак, мы начинаем наше путешествие.
II. Основная часть.
Воспитатель: Наша волшебная карта ведёт нас к первой остановке. Она обозначена цифрой 1 и называется «Что такое снег?».
(Дети подходят к столу №1, на столе стоит ноутбук.)
Воспитатель: Ой, да здесь лежит письмо от Дедушки Мороза. ( Воспитатель читает письмо: «Включите ноутбук и просмотрите мое видео - письмо, которое поможет вам узнать, что такое снег»
(Воспитатель показывает презентацию «Что такое снег?» и сопровождает ее рассказом.)
(Слайд 1) В одной далекой, теплой стране жили-были капельки. (Слайд 2) Там было очень тепло. Жаркие солнечные лучики согрели капельки, и они превратились в пар (Слайд 3). Стали они легкими и невидимыми. (Слайд 4) Ветер унес пар высоко в небо и получилось облако. (Слайд 5) Ветер погнал облако по небу в нашу страну, где уже наступила зима (Слайд 6). Капелькам в облаке стало холодно, и они превратились в красивые звездочки-снежинки (Слайд 7). Снеговые облака соединялись друг с другом, так получилась туча. (Слайд 8) Когда снежинкам становится тесно, они начинают падать на землю. Как называется такое явление? (Ответы детей) Правильно, это явление называется снегопад. Как же появляется снег? А теперь выполните задание: найдите картинки - названия, которые начинаются со слова «снег» и положите их на правую сторону стола, а остальные – на левую (снеговик, Снегурочка, снегоход, снегопад, снегирь, ёлка, воробей, велосипед, игрушка, яблоко) (Дети по очереди выбирают правильные ответы). Молодцы!
Воспитатель: Куда ведет нас наша волшебная карта? (Ведёт нас ко второй остановке) Она обозначена цифрой 2 и называется «Елочка». Покажите цифру 2.
Воспитатель: Перед нами елочка, на ней много снежинок. Возьмите снежинки в руки и найдите одинаковые, если такие есть. Ребята, как вы думаете, почему мы не нашли одинаковые снежинки? Потому что в природе не существует одинаковых снежинок, они очень разнообразны. А теперь посмотрите на снежинку, какая она? (Белая, резная, кружевная). Снежинки соединяются, и получаются сугробы. Давайте сделаем маленький снежный сугроб. Вот как дружно мы поработали все вместе.
Воспитатель: Наша волшебная карта ведёт нас к третьей остановке. Она обозначена цифрой 3 и называется «Снежная». Покажите цифру 3. Смотрите сколько сугробов, давайте заглянем под них и ответим на вопрос: Какая польза от снега?
(У № 3 – 2 сугроба. Под одним – медведь (игрушка, под другим – пророщенная пшеница)
Воспитатель: Загляните под сугробы. Ребята, кого вы там увидели? (медведя) Какая польза ему от снега? А что вы увидели под вторым сугробом? Какую пользу приносит снег будущему урожаю? (Снег защищает животных и растения от ветра, метели, холодной стужи и мороза). Правильно ребята. Какую пользу приносит снег людям? (Снег приносит людям радость, хорошее настроение, возможность кататься на санках, играть в снежки.)
Воспитатель: Наша волшебная карта ведёт нас к четвертой остановке. Она обозначена цифрой 4 и называется… Ой, забыла. Ребята, помогите мне: как называется явление природы, когда дует сильный ветер, поднимает с земли снег и кружит его в воздухе? (Метель.) Правильно. Наша остановка называется «Метель». А хотите мы с вами здесь, и сейчас сделаем метель. (Проводится опыт «Метель», при этом используются бутылки с пенопластом и коктейльной трубочкой).
Воспитатель: Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите трубочку. Сделайте глубокий вдох через нос, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Получается настоящая метель! Ой, как у нас стало холодно. Всё потому, что мы делали это вместе и дружно. А давайте мы с вами погреемся.
Физминутка
Ручки в кулачки сожмем,
И немного подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Щёчки надуваются,
Губки улыбаются.
Воспитатель: Согрелись? Ребята, давайте посмотрим, куда поведет нас наша волшебная карта. А ведет она нас к пятой остановке. Она обозначена цифрой 5 и называется «Угадай-ка». Ребята, да тут слышны звуки природы! Как называется этот звук? (Дети угадывают звук шагов на снегу.) Так звучит снег. А хотите прямо сейчас мы с вами изобразим такой звук? Опускаем руки в емкость и сжимаем их. (В чашку с крахмалом дети опускают руки и воспроизводят звук снега) Теперь немного быстрее. Какой звук получается? (скрип) Получается звук снега – скрип. (Влажными салфетками протирают руки)
Воспитатель: Наша волшебная карта ведёт нас к последней шестой остановке. Она обозначена цифрой 6 и называется «Сюрприз». Ребята, пойдемте быстрее смотреть, что там? Опять письмо от Деда Мороза. «Задание: возьмите в ведерке снег, слепите из него снежки». Давайте дружно поищем ведёрко со снегом. (Воспитатель вместе с детьми ищет снег, но находят ведро с водой.) А где же снег? Что это? Куда же он исчез? (Ответы детей) (Воспитатель корректирует ответы детей, говорит, что в помещении снег растаял.)
Воспитатель: Ребята, скажите, чего еще боится снег? (Проводится игра в форме тестов «Чего боится снег?» Перед детьми выкладываются задания -картинки: чайник с горячей водой, морковь, солнце, груша, дождевая туча и др. Дети должны выбрать (обвести в круг) нужную картинку. Покажите свои ответы остальным ребятам.
Воспитатель: Что же нам делать, мы так хотели слепить снежки? Как вы думаете, можно ли получить снег в домашних условиях? (Ответы детей) Можно, и я вам сейчас это докажу. (Воспитатель изготавливает снег, используя пену для бритья и соду. Получается белая масса, похожая на снег, дети лепят снежки.) А теперь соберём наши снежки в один большой сугроб. Молодцы. (Влажными салфетками протирают руки)
Скажите, а вы любите рисовать? Давайте нарисуем Деду Морозу снежинки на нашем облачке, чтобы следущая зима была такая же снежная и морозная, как и эта. (Дети на голубых облаках рисуют снежинки) Посмотрите на наши снежинки. Есть ли среди них одинаковые? Я обязательно отправлю Деду Морозу ваши рисунки. Я сложу их в свою коробочку. Ой, да тут конфеты.
III. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Вот какой прекрасный подарок сделал Дедушка Мороз мне и всем, всем ребятам. О чем мы сегодня с вами узнали? Что понравилось больше всего?
(Как рождается снег! Что в мире не бывает совершенно одинаковых снежинок! О пользе снега для животных, растений и человека! Почему снег белый! Устраивали метель в зале! Услышали, как звучит снег! Научились изготавливать снег в домашних условиях)
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами, было интересно и весело. Все потому, что вы очень дружные, всё делали сообща. Спасибо Дедушке Морозу за подарок! До следующей встречи!