Кряжимская Татьяна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие по реке Ея»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по реке Ея»
Цель. Расширить представление о реке Ея.
Задачи. Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире. Познакомить с происхождением названия, расположением реки Ея, её обитателями. Воспитывать бережное отношение к воде, закрепить правила поведения у воды. Формировать представления о своей малой родине
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие по реке Ея“» размещена в разделах
Материал: массажные коврики для плота, видеоролик, слайды с изображением реки, речных рыб, карта Краснодарского края.
Ход занятия.
Сегодня мы будем говорить о природе.
Ребята отгадайте загадку.
С ручейка берет начало, что бы это означало?
Глубока и широка, средь полей течет… (река)
Да ребята, вы правы это река. И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по реке, которая протекает через нашу станицу. Вы согласны?
Ответы детей.
А как называется наша река? Ответы детей.
Совершенно верно Ея. Станицу нашу иногда называют Крыловская – на- Ее. Ну что ж усаживаемся на наш плот и в путь. А в дороге я вам расскажу про нашу реку.
Многоводная Ея – одна из самых длинных рек Краснодарского края. Берега у степной реки Ея невысокие и поэтому течение медленное. По длине она уступает только красавице Кубани. Протяжённость Еи составляет 311 км. Почему же так назвали реку? Предположения детей.
Одно из суждений связано с переводом слова «яйя» с татарского языка. В переводе «яйя» значит «Иван». Таким образом, получается, что река была названа «Ивановской», так как на ней селилось много русских, а самое популярное имя у русских было Иван. А уже русские-новоселы переселенцы – казаки преобразовали чуждое слуху слово «яйя» в «ея».
Ребята, а вы, знаете, как рождаются реки?
Ответы детей.
У каждой реки – маленькой или большой – есть начало, по - другому говорят – исток. У реки это родник – маленький ручеек, бьющий из-под земли.
Исток реки Ея — слияние рек Упорная и Корсун (в переводе с татарского – озеро, которые находятся в Новопокровском районе, Краснодарского края. Это не очень далеко от нашего района, всего лишь 70 км. Давайте сделаем остановку и подойдем к карте Краснодарского края. Посмотрите синим цветом, обозначены реки.
Высказывания детей.
Все верно они как ниточки, их много в крае и вот наша Ея. Посмотрите, в реку вливаются небольшие речки, как с правого берега, так и с левого. На территории нашего района в реку Ея вливаются реки Кавалерка и Веселая. А самый большой приток Еи река Сосыка. Где же заканчивается река Ея?
Ответы детей.
В конце пути река добегает до Азовского моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.
Я вам предлагаю отправиться дальше и посмотреть небольшой фильм про нашу реку Ея.
Просмотр видеоролика «Река Ея».
Ребята, а кто из вас знает, кто живет в реке?
Ответы детей.
Да ребята Ея - богатая рыбой речка.
Слайд с изображением речной рыбы.
В ней можно встретить: толстолобика, карпа, амура, окуня, щуку, сазана и многих других рыб. Но вы кого – то не назвали.
Отгадайте загадки.
Он всегда гулять идет
Только задом наперед.
С ним знаком любой рыбак,
Хоть не рыба он, а. (рак)
Конечно, в реке водятся раки.
Ну, а кто живет на берегу реки.
У воды она живет
Громко песенки поет,
Рот ее - для мух ловушка,
А зовут ее. (лягушка)
У нас никто возле реки не живет, а то бы сразу вспомнили про лягушек.
Ребята, вы любите отдыхать летом на реке?
Ответы детей.
Да у нас есть замечательный уголок, где можно отдохнуть всей семьей это Казачий хуторок.
А вы знаете как правильно вести себя у воды?
Ответы детей.
Давайте вместе повторим.
- дети должны купаться только под присмотром родителей и в отведенном для этого месте
- нельзя после себя оставлять мусор.
- нельзя мыть машины в реке
-не рвать цветы, не ломать рядом растущие деревья.
Ведь если каждый человек будет соблюдать правила, то будут чистыми реки и водоемы, и тогда и рыбкам, и другим обитателям будет легче дышать, и вы сможете отдохнуть около речки.
А как можно отдыхать возле реки?
Ответы детей.
Да ребята вы правы можно: купаться, ловить рыбу удочкой, фотографироваться.
А сейчас давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной другой – это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Отправляемся дальше на плоту путешествовать.
Скажите вода в реке пресная или соленая?
Ответы детей.
Ребята как вы думаете можно ли пить речную воду?
Ответы детей.
Вы правы, конечно, нет. А ведь воду реки Ея всего 50-60 лет назад использовали на питьевые цели, а сегодня она сильно загрязнена.
А вы обратили внимание, что за растения растут вдоль берега реки?
Ответы детей.
Слайд с изображением реки.
На речке много круговых и камышовых зарослей, которые стали пристанищем для огромного количества птиц (в том числе редких). На реке можно увидеть стаи отдыхающих перелетных птиц. Кто видел на реке птиц?
Ответы детей.
Слайд с изображением птиц.
Река привлекает к себе великое разнообразие птиц : журавли, лебеди, утки, лысухи, камышовки и другие птицы селятся по берегам Еи.
Ну, вот наше путешествие заканчивается. Что вам запомнилось сегодня.
Ответы детей.
Я хочу, чтобы вы, ребята запомнили, если вы оказались у реки, к ней нужно относиться с уважением! Река - живое существо! Вы у нее в гостях.