Елена Мартынова
Конспект НОД по ознакомлению детей с миром природы «Выходи, дружок, на цветущий лужок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с миром природы «Выходи дружок на цветущий лужок».
Организационный момент:
Воспитатель обращает внимание детей на букет цветов в вазе.
Воспитатель: ребята, посмотрите какой красивый букет цветов. (дети рассматривают букет).
Какие цветы вам знакомы? Где вы встречали эти цветы?
- Как вы думаете, где растут эти цветы? (ответы детей)
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей с миром природы „Выходи, дружок, на цветущий лужок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
- Если цветы растут в поле какие они?
- Полевые.
(в саду - садовые, в лесу - лесные, на лугу - луговые).
Сегодня мы поговорим о лугах и луговых цветах.
Воспитатель: Я приглашаю вас в удивительное царство луговых трав и цветов. Пройдем по лугу, вздохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые цветы, постараемся запомнить их особенности и названия,чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. Отправимся мы на прогулку на лошадях
Игра на развитие творческого воображения «Прогулка на луг».(дети имитирую движения)
Выводим своих лошадок из загона на прогулку. Готовим их в дорогу: напоим водицей, причешем гриву и хвост. Садимся верхом и отправляемся в путь: «Но, лошадка, но…». По узкой дорожке лошадка скачет рысью, по широкой дороге поскачет быстрее. из по топота копыт пыль по полю летит. Тпру-уу! Приехали! Вышли на луг, привязали лошадей. Сели на зеленую мягкую травку. Любуйтесь красотой земли русской!
Музыка Грига «Утро».
Воспитатель показывает детям презентацию «Цветущие луга».
Луг - пространство земли, покрытое травянистой растительностью. В каждом крае есть немало мест, где растут одни только травянистые растения. Небольшие участки называют лужайками, большие - лугами. Часто луга расположены по берегам рек, озёр. Эти луга- одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются – заливные.
(Остановка на кадре – цветущий луг)
Воспитатель читает стихотворение на кадре. (позже разучить с детьми, порекомендовать родителям разучить с ребенком дома).
На лугу
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Иван Суриков
Воспитатель выслушивает мнение детей о том, что увидели на экране.
- Мы еще раз убедились, какая красивая наша земля.
Воспитатель вместе с детьми делает круг под слова:
Встанем вместеа в большой круг,
Мы - зеленый яркий луг….
На лугу растут цветы, -
Небывалой красоты…
Воспитатель:
На лугах много цветов и все они не похожи друг на друга,разные по цвету, по форме лепестков. Есть просто сказочно красивые, другие невзрачные на вид, но очень полезные.
А знаете ли вы названия луговых цветов? (Да)
Это легко проверить.
Загадки с летней лужайки.
(Детям можно надеть шапочки-отгадки)
Он расцвел в тиши лесной,
Грамофончик голубой,
А звенит он или нет
Только лес нам даст ответ.
(колокольчик)
- Какого цвета лепестки у колокольчика (голубой)
(воспитатель показывает иллюстрацию колокольчика)
- У каких еще луговых цветов окраска синего оттенка?
(василек, незабудка)
Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые.
Ответ (Незабудки)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный.
Ответ (Василёк) Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
Ответ (Василёк)
Листок - стрелочкой,
Цветок - тарелочкой,
А стебель-былинка
Завит, как пружинка.
Ответ (Вьюнок)
Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный.
Ответ (Мак)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.
Ответ (Одуванчик)
Слушайте последнюю загадку.
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
солнца белые лучи.
Ответ (Ромашка) Стоит в саду кудряшка -
белая рубашка.
Сердечко золотое,
что это такое?
Ответ (Ромашка)
Лепестки какого цвета у ромашки? (белого)
(воспитатель показывает иллюстрацию ромашки)
- Какой формы лепестки? (овал)
-Посмотрите, какой цветущий лужок у нас получился.
-Сколько цветов распустилось на лугу? (7)
Чтение стихотворения «Что такое луг?»(Можно выучить с детьми и читать по цепочке).
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд,
И до белых мух,
С дудочкой пастух.
Воспитатель:
- Как хорошо летом на зеленом, заливном лугу! Среди буйных трав, пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки, бабочки и шмели.
На интерактивной доске появляется бабочка.
- какая чудесная бабочка прилетела к нам на запах луговых цветов,
Поиграем с ней?
Упражнение для глаз «Бабочка». (бабочка передвигается по доске в разных направлениях, дети следят за ее движением глазами)
Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Рассказ бабочки – красавицы: (показ иллюстраций на доске)
Особенно велика роль бабочек как опылителей растений. Ведь их основная пища - нектар, и когда они собирают его, то переносят пыльцу с цветка на цветок. У многих луговых цветов нектар спрятан очень глубоко, добыть его могут лишь бабочки с длинным хоботком. Поэтому, не будь бабочек, растения остались бы неопылёнными и погибли.
Воспитатель:
- Выйдем на лужок, сделаем кружок.
Физминутка «Цветы»
Вот цветочек вырастает.
(Дети сидят на корточках и медленно поднимают голову).
Лепесточек выпускает.
(Ручки в стороны и немного вверх).
Он головку поднимает.
(Ручки поднялись выше и немного округлились над головой).
И цветочек раскрывает.
(Дети встают в полный рост и раскрывают ручки).
Воспитатель:
Вот и вырос наш цветочек. У кого какой цветочек получился? (выслушать все ответы детей).
-Мы сегодня говорим о цветах, ведь они способны затронуть сокровенные струны души человека. Без них не обходится ни один праздник, о них существует множество сказок и легенд. И от нас, каждого конкретно, зависит: будут ли и дальше радовать нас и наших потомков цветущие луга. Как часто бывает, что, возвращаясь с прогулки или отдыхая у реки, в лесу, мы безумно рвём букеты цветов для того, чтобы принести их домой. Но когда мы возвращаемся, с разочарованием видим, что цветы от жары завяли, поникли. И из радующего глаз букета превратились в охапки вялой травы. Без сожаления выбрасываем в мусор то, что могло радовать всех на природе не только сегодня, но и завтра, и еще много дней. Ведь сорванные растения не дадут семена, а значит, не успеют дать свое продолжение.
Воспитатель:
-Ребята, а чем вам нравятся цветы? (Цветы красивые, они приятно
пахнут, цветы украшают луг, цветы кормят бабочек и пчел, пчелы из цветочного нектара делают мед. Некоторые цветы являются лекарственными). Но с ними мы познакомимся на следующей прогулке на луг.
Воспитатель:
-На нашем цветущем лугу поднялся легкий веерок.
Звуковая культура речи : упражнение «Ветерок».
Ветер пролетал ш-ш-ш
И цветы качал
Влево качнулись-
Низко пригнулись
Вправо качнулись
Низко пригнулись
Ветер, ветер, улетай!
И цветочки не ломай!
Ш-ш-ш - (разведите руки в стороны, длительно произнести звук (ш)
-Поднимите руки вверх, сделайте наклон вправо
-Сделайте наклон влево, разведите руки в стороны длительно произнести звук [ш]
Воспитатель:
-Ветер усиливается, погода портится, пора возвращаться.
Игра – шутка «Дождик».
Воспитатель:
-Ребята, вам понравилась прогулка по цветущему лугу? (да)
Воспитатель обращает внимание детей на букет в группе.
- Посмотрите, многие цветы в букете завяли, колокольчики опустили свои головки. Это говорит о том, что цветами наших полей и лугов лучше любоваться, а не рвать. Не могут они без летнего дождика и теплого солнышка.
-Ребята, здесь конверт. «Детям группы №12 «Радуга».
-Кто его для нас оставил?
«Дорогие ребята, берегите и охраняйте природу, ведь она так красива и беззащитна. Пусть цветы на нашей Земле радуют нас и восхищают своей неповторимостью и красотой, не тронутой вами».
-Кто мог это написать? (Бабочка).
-Не расстраивайтесь ребята, красивые цветы можно сфотографировать, нарисовать и подарить своим близким и друзьям.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ(можно провести во второй половине дня)
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать цветы на лугу. Рисование - это волшебство и сейчас вы станете волшебниками. Подумайте и скажите, какие цветы скоро «вырастут» на наших с вами полянках (ромашки, колокольчики). Прежде чем приступить к рисованию, необходимо расположить цветы так, чтобы им не было тесно.
Вы когда-нибудь рисовали ластиками? Хотите, я вам расскажу, как это можно сделать? Вы вчера приготовили листы бумаги, заштриховали их. Намечаем на этом фоне овальные середины ромашек более темным фоном. Уголком ластика «рисуем» (потрем) лепестки ромашек. Не забывайте чистить ластик о деревянные дощечки. Пририсуем к ромашкам стебли. Тонкими штрихами наметим на лепестках прожилки.
Теперь нарисуем звонкий колокольчик, сначала нарисуем стебель, потом листочки, они как будто смотрят вниз. Далее нарисуем бутон, для этого мы изобразим овал с заострённым концом и 2 лепесточка по бокам. (дети выполняют работу под композиции «Шутка» Баха, Чайковский «Вальс цветов).
Воспитатель: Предлагаю объединить наши работы (дети раскладывают свои рисунки, близко друг к другу, получается большой цветущий луг).
Воспитатель: У вас получилась очень красивая полянка. Так и хочется по ней походить, полюбоваться цветами, понюхать их, рассмотреть. Мы подарим наш цветущий луг родителям, я думаю им очень понравиться.
Название детской выставки: «Не рвите цветы, не рвите, пусть будет нарядной земля! А вместо букетов дарите васильковые, незабудковые и ромашковые поля!».