Татьяна Пикалова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой. Посиделки»
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Хохловская СШ»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему: «Знакомство с русской избой. Посиделки».
Выполнила воспитатель
группы кратковременного пребывания
Пикалова Т. С.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Знакомство с русской избой, Посиделки“» размещена в разделах
Цель. Формировать элементарные представления о быте и традициях русского народа.
Задачи:
- Познакомить детей с традициями русского народа.
- Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, обогащать словарный запас детей.
- Обогащать словарь русскими народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.
- Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику, речь.
- Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, к русскому фольклору.
Предварительная работа. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок. Разучивание песни «Прялица». Разучивание русского народного танца «Самовар».
Организация и оборудование. Занятие проводится в «Русской избе»
Ход занятия
Воспитатель (хозяюшка) одетая в русский сарафан, встречает детей (звучит русская народная мелодия).
- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада!
Дети отвечают пословицами:
«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!»
«Много гостей - много и новостей!»
«Что есть в печи - на стол мечи!»
-Проходите, присаживайтесь. Горница у меня не большая, да красивая какая!
Дети рассаживаются по лавкам.
Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, белые занавески покрывают их от пыли, есть свеча, ее зажигали в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. Хозяин, глава семьи, садился во главе стола – под иконами.
Хозяйка продолжает экскурсию по избе. Загадывает загадки.
То печет блины,
То показывает сны. Что это такое? (Печка)
Стоит изба из кирпича,
то холодна, то горяча. А это что такое? (Печь).
(Лена)
В русской избе главной была печь. Печка не только согревала избу, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл лапти или корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
- А сейчас мы с вами поиграем в русскую игру «Уголёк»
Показывая прялку, интересуется, знают ли ребята, что это такое, для чего это нужно? (ответы детей)
(Б. Алина)
Прялка – старинное приспособление для прядения нитей, состоящее из доски сверху на которую привязывали куделю (шерсть или козий пух, тонкой ножки и донца, на которое садятся.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались. Женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела свечка на столе или керосиновая лампа – ведь электричества тогда еще не было. А еще мы знаем пословицы и поговорки про прялку:
«Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься»
«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»
«Хорошо прядется – весело поется»
Дети исполняют русскую народную песню «Прялица»
Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали посуду. Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись).
Так же дети помогали сматывать пряжу.
Ребята, а вы помогаете своим мамам или бабушкам?
Давайте попробуем смотать клубочки.
Игра: «Смотай клубочек»
Молодцы!
Хозяйка продолжает экскурсию по избе. Загадывает загадки.
Книзу узок, верх широк.
Не кастрюля (чугунок)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)
А для чего нужен ухват?
Дети: «Ухват нужен для того, чтобы вынимать чугун из печи».
Очень чёрная нога, возле печки… (Кочерга)
Я тяжёл, внутри огонь,
Где поеду - будет гладко,
Я горю меня не тронь! (Утюг)
(Алина С.)
Это старинный утюг, но у него не было шнура и тем более кнопочек, чтобы включать его. Также он был очень тяжелым. В него складывали угли, взятые из печи, он становился горячим и мог разглаживать разную одежку.
А чугунные утюги, разогревали на открытом огне в горячей печи. Еще его можно было ставить на плиту, он нагревался, и тогда гладили.
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар)
(Стас)
Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. А богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Хозяйка: Ребята, давайте вспомним пословицы про чай, про самовар?
«Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте - чайку попьём».
«Чай не пьешь - откуда силу возьмешь»?
«Самовар кипит, уходить не велит».
1. И у нас тоже есть самовар.
Посидеть за самоваром (Гена)
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
2. Самовар поет-гудит, (Стас)
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
3. Самовар пыхтит, искрится – (Егор)
Щедрый, хрупкий, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
4. Лучше доктора любого (Стас П.)
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Танец «Самовар»
Хозяйка: Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?
Что запомнилось больше всего?
А теперь посмотрите на стол
На столе самовар стоит,
И на вас глядит
Гостинцы берите,
Да к самовару подходите!