Татьяна Шерстобитова
Конспект непосредственной деятельности в средней группе по речевому развитию «Волшебные превращения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 67»
Разработали:
Шерстобитова Татьяна Васильевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Суворова Светлана Сергеевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
2020, г. Березники
Задачи:
1. Познавательные: продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода (пылесос); учить выделять существенные детали во внешнем виде; формировать навык систематизации предметов по назначению; упражнять в образном воспроизводстве предмета (метод фокальных объектов, ТРИЗ)
Публикация «Конспект непосредственной деятельности в средней группе по речевому развитию „Волшебные превращения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
2. Речевые : пополнить активный словарь детей словами, обозначающими свойства пылесоса, закрепить понятие короткие и длинные слова, объяснить, как образуются многосложные слова (пыле-сос).
3. Воспитательные: формировать умение участвовать в коллективном разговоре, задавать и отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу. Воспитывать любознательность, интерес к миру техники.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и сравнение разных по форме и назначению пылесосов.
Создание папки – передвижки «Из истории пылесоса».
Чтение отрывка из сказки Н. Носова «Путешествие Незнайки и его друзей».
Игры «Найди ошибку», «Да-нет», «Хорошо - плохо», «Хочу - не хочу». Составление загадок описательного характера с использованием элементов ТРИЗ.
Игровая ситуация «Уборка в кукольном уголке детским пылесосом».
Последующая работа:
Инсценировка придуманной детьми сказки с использованием волшебного пылесоса.
Отправление письма доктору Пилюлькину с предметно-схематической моделью, иллюстрирующей преимущество бытовой техники.
Материал:
игровой персонаж Незнайка, игра «Чудесные вещи» с карточками, предметно-схематическая модель, иллюстрирующая преимущества бытовой техники, музыкальное сопровождение, карточки с разными видами пылесосов, мука, доски, салфетки, детская видеокамера, игровая модель «телевизор».
Ход
По традиции, после завтрака дежурные проверяют почтовый ящик группы (с надписью SOS) и достают письмо, на котором нарисован корабль под названием «Быт-тех-пыл-сос-так»
Дежурный обращает внимание детей на письмо и предлагает прочитать его вместе с воспитателем
Воспитатель
– Да-да, конечно, надо прочитать, вдруг там что-нибудь интересное.
(обращает внимание детей на конверт) Как вы думаете, от кого это письмо? Попробуйте прочитать, что на конверте написано? (обращается к читающим детям, дети читают)
Слово-то какое необычное. Ну-ка, кто сумеет повторить? (Речевая разминка, дети повторяют «Быт-тех-пыл-сос-так»)
Что бы оно значило? Наверное, объяснение внутри, надо читать письмо.
(открывает конверт, достает листок со стихотворением, читает)
Воспитатель
- Дети, вы слыхали о корабле,
Самом прекрасном на этой Земле?
Этот корабль называется
«Быт-тех-пыл-сос-так».
Кто из вас большой мастак
Сказать без запинки «Быт-тех-пыл-сос-так»?
Кто сумеет «Быт-тех-пыл-сос-так» повторить,
Тому и компьютером руководить.
На корабле «Быт-тех-пыл-сос-так».
Он будет важничать, как заправский моряк.
Воспитатель
– Пока ничего не понимаю, слово сложное, но мы научились его говорить, а дальше что?
Дети
– Там ведь написано что нам нужно включить волшебный компьютер.
Воспитатель
– Точно, наверное, там все разъяснения. У нас нет компьютера, но есть ноутбук. Может ноутбук заменить компьютер? (ответы детей). Я тоже думаю, что вполне успешно можно поработать и с ноутбуком.
Чем он нас сегодня удивит? О тайне чего поведает? (включает ноутбук, открывается страница с загадкой)
Воспитатель
–Наш друг – ноутбук посылает нам загадку.
Читаем?
Есть у нас в квартире робот
У него огромный хобот
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «Ту» (пылесос)
Воспитатель
- (разбор и отгадывание загадки) Может это слон? Почему слон нам не подходит? …. Как по-другому можно назвать пылесос (бытовая техника)
А слон - бытовая техника? Слово ПЫЛЕСОС как-то напоминает мне название нашего корабля. Вы не заметили ничего общего между словом пылесос и названием корабля? (ответы детей)
Воспитатель
- Молодцы, Миша нажимай кнопку пуск, что ещё нам приготовил ноутбук.
Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики», серия «Пылесос», сюжет, рассказывающий принцип работы пылесоса.
Воспитатель
- А у меня дома тоже есть пылесос он овальный и синего цвета, похож на баклажан. У кого из вас есть пылесос? (ответы)
Воспитатель
- Интересно, почему пылесос назвали именно так? Может кто-то знает? (ответы детей) Кто уже догадался, как получилось слово «пылесос»?
Воспитатель
- Правильно, слово «пылесос» образовалось из двух слов - пыль и сосать
Этюд «работающий пылесос»
Воспитатель
- А теперь мы с вами работающий пылесос. Каждый превратился в свой пылесос жёлтый, красный, овальный, квадратный. Вот из вас разматывают шнур. Шнур включили куда (в розетку) и нажали кнопку «включено», но пока на самой маленькой скорости, затем скорость прибавили. И вот уже нет сил, мешок для сбора пыли полон. Ба-бах! Спасите…. Забавно.
Воспитатель
- В какой сказке писателя Н. Носова произошла тоже забавная история с пылесосом (ответы детей)
Воспитатель
- Вспомните, кому из коротышек пылесос не навредил? и почему? (Ответы детей) Стук в дверь (воспитатель вносит куклу Незнайка)
А вот и он сам. Незнайка! Да не один! А с…. пылесосом!
Здравствуй, Незнайка! Давно ты у нас не был, осенью заходил, а уже Весна на дворе, месяц Апрель
Незнайка
- Здравствуйте, я пришел опять за помощью, это я отправил письмо SOS. Винтик и Шпунтик молодцы.
Они уже придумали и смастерили разные пылесосы для разных работ, вот посмотрите (карточки с разными видами пылесосов). Я тоже хотел удивить коротышек, хотел придумать чудесный пылесос, не похожий на все другие пылесосы. Волшебный! Но у меня ничего не получилось. Поможете мне? вы только придумайте, я сам его сделаю.
Воспитатель
- Ребята, как хорошо совпало, мы как раз разговаривали о пылесосах и узнали много интересного, правда? Поможем Незнайке? (ответы детей)
Воспитатель
- Если Незнайке нужен пылесос непохожий на все остальные, значит, он должен быть какой? (ответы детей)
Воспитатель
- Молодцы, все характеристики назвали. Предлагаю приступить к работе? Нам нужно выбрать для пылесоса форму, материал из которого он будет сделан, придумать, как он будет передвигаться, как он будет звучать. И чтобы совсем необычно было, я предлагаю придумать для него вкусный запах.
- Давайте сначала придумаем, из какого материала будет наш пылесос, какой он будет формы? (ответы детей, затем обращение к ноутбуку, выбор формы из серии картинок «форма», выкладывание выбранной карточки на рабочий стол).
Воспитатель
- Мы сказали, что пылесос будет уметь двигаться. Как он будет передвигаться? (рассуждение детей, выбор карточки на экране ноутбука из серии «передвижение» и дополнение схемы)
Воспитатель
- Что ещё не хватает нашему пылесосу, какой – то он у нас тихий беззвучный? (ответы детей, определение общего мнения) Кто желает выбрать карточку с обозначением нужного звука для пылесоса Незнайки? (работа ребёнка с ноутбуком, серия картинок «звук»)
Воспитатель
- Что будет самое волшебное в нашем пылесосе? Запах!
Можно я выберу запах для чудесного пылесоса? (серия картинок «запах»)
Воспитатель
- А теперь посмотрите внимательно и расскажите с самого начала, какой у нас получился «чудесный пылесос»
(Рассказ 2-3 детей по моделям, выбранных детьми в процессе обсуждения)
Незнайка
– Ура, мой пылесос будет самый необыкновенный! Спасибо ребята. Только я про звук не понял. Он будет гудеть, звенеть или пищать?
Воспитатель
- Ребята, давайте поиграем в нашу игру «Угадай по голосу» и научим Незнайку угадывать звук пылесоса.
Физкультминутка «Угадай по голосу»
(под музыку дети встают, кружатся, летают, приземляются. Закрывают глаза и слушают звуки. Открыть глаза можно только при звуке работающего пылесоса)
Слышатся звуки: гудок автомобиля, звук музыкального инструмента, шуршание бумаги, стук крышки о кастрюлю, включенный пылесос.
Незнайка
– Спасибо, я все понял, только пока вы играли мой «чудесный пылесос» засосал карточку с разными видами пылесоса. Только я не знаю какую!
Игра «Угадай, чего не стало».
Незнайка
- Спасибо, спасли вы меня, ведь мне их надо вернуть Шпунтику. А я вам за это на столе приберу. Смотрите, кто-то взял и всю муку рассыпал по подносу.
Воспитатель
– Нет, Незнайка, так и задумано, просто в свободное время из муки мы создаем интересные картины. Если хочешь, мы сейчас покажем.
Незнайка
- Картины из муки? Очень хочу, такого у нас в Цветочном городе еще не было, вот я всех удивлю. Можно мне все на видеокамеру снять?
Работа детей с мукой.
Незнайка
– Молодцы, очень интересные картины у вас получились. Но я уже тороплюсь, надо успеть пылесос, который вы придумали сделать.
Боюсь только пока делаю, не успею помочь доктору Пилюлькину. У него тоже проблема.
Дети: какая проблема, может быть, мы поможем?
Незнайка
- Он решил навести порядок в своем кабинете. Ему нужно вычисть ковер. Но он не знает, что лучше выбрать щетку или пылесос. А вы знаете?
(ответы детей)
Незнайка
- Отлично, тогда я вам оставлю карточки. Вы, пожалуйста, сделайте выбор и нарисуйте фишки на этих карточках. Ответы пришлите по почте. Вот вам конверт. Адрес я уже написал: Цветочный город, ул. Колокольчиков д-1 доктору Пилюлькину. Может, хоть вы его убедите.
(На карточках изображены пылесос и щетка, фишки предметно-схематическая модель, условно обозначающая преимущество бытовой техники – повышает качество, облегчает труд, ускоряет получение результата).
Воспитатель
- Ну что ребята, сможем мы помочь Пилюлькину?
Незнайка
– Спасибо я обязательно напишу вам ответ, понравился ли моим друзьям ваш «чудесный пылесос». И очень буду ждать письма для доктора Пилюлькина.
«Дети прощаются с Незнайкой».
Литература
Апрессова А. Г. Окно в школьный мир: программа и методическое обеспечение интеллектуально – речевой подготовки детей 5 – 7 лет к обучению в школе - . : АРКТИ, 2010.
Михайлова З. А. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников : ООО «Издательство «Детство Пресс», 2012
Сомкова О. Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство» . : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012
Мульт - сериал «Фиксики» - Серия «Пылесос»