Градусова Ольга Анатольевна
Конспект непосредственно организованной деятельности для второй младшей группы «Путешествие в прошлое, или Как это было»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной деятельности для детей 2 младшей группы №1.(экскурсия в мини- музей детского саi]да)[/b][/i]
Цель: формирование знаний детей об истории родного края посредством знакомства с национальной культурой, предметами старинного быта, использования в процессе обучения малых форм фольклора.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с понятием «музей»;
знакомить детей с условиями быта древней мордвы;
Публикация «Конспект непосредственно организованной деятельности для второй младшей группы „Путешествие в прошлое, или Как это было“» размещена в разделах
знакомить детей с малыми жанрами народного
фольклора: пословицами, поговорками, загадками;
учить понимать воспитательное и познавательное
значение пословиц и поговорок.
Развивающие:
- развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира;
- расширять кругозор в культурно-историческом развитии детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей патриотические чувства;
- формировать доброжелательные отношение друг к другу;
воспитывать уважение дошкольников к национальной культуре.
Материал и оборудование:
Старинные предметы быта: самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, мордовский национальный костюм, льняные полотенца с кружевом, половики и т. д. Деревянные Тавлинские (медведь, птицы и т. д.) игрушки, тряпичная кукла, куклы в национальном костюме.
Ход непосредственно организованной деятельности
1. Организационно-мотивационная часть.
Здравствуйте дети! Сегодня я хочу предложить вам, отправится в необыкновенное место. А куда именно вы узнаете, отгадав загадку:
Я посетить хочу давно,Местечко чудное одно. И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки. И никакой тебе подделки. Возьму с собой и вас, друзей. И мы отправимся в. (музей).
2. Вводная часть.
Воспитатель:
- Мы пришли с вами в музей детского сада, который называется «Музей краеведения». Что значит – история родного края.
Ребята, скажите мне, а вы когда-нибудь были в музее? (ответы детей)
- А кто-то может сказать, что такое музей? (ответы детей)
-А хотите узнать? (ответы детей)
-Тогда слушайте.
- Итак, музей – это, то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать» : о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются.
3. Основная часть.
Раньше дом называли избой, а комнату, где встречали гостей - горница.
Давайте ребята, мы с вами посмотрим, как и чем играли дети, какой посудой и какими предметами пользовались их родители.
Воспитатель:
- Все дети во все времена любили и любят играть в игрушки. Игрушка - великое изобретение человечества. В старину игрушки были простыми
и неприхотливыми. Чаще всего их мастерили сами родители. Первые игрушки детей - полено, тряпичная кукла без лица, деревянные игрушки.
Беседа: «Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла».
- Ребята у нас в Мордовии, недалеко от Саранска, в селе Подлесная Тавла возникла целая школа резьбы деревянной игрушки и национальной скульптуры. Героями становятся и маленькие дети, и почтенные старики с курительной трубкой, и женщины в национальных костюмах. Работы, посвящены в основном бытовым темам, героями часто становятся плотники, кузнецы, пильщики, пахари, рыболовы и охотники. (Дети рассматривают картинки, игрушки и предметы мордовских резчиков)
Физминутка: «Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки
(руки согнуты в локтях, ладошки к
щечкам)
Ладушки, ладушки
(хлопки в ладоши)
На ногах у нас сапожки
(показываем на ноги)
Ладушки, ладушки
(хлопки в ладоши)
В сарафанах наших пестрых
(руки в стороны за юбочку)
Ладушки, ладушки
(хлопки в ладоши)
Мы похожи словно сестры
(руки согнуты в локтях, ладошки к щечкам)
Дети подходят к следующей выставке.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, а это что такое?
Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
(веретено)
(ответы детей)
Это веретено, в старые времена ваши бабушки и дедушки пряли пряжу из шерсти овцы, козы. Потом вязали варежки, носочки, шерстяные кофты.
А сейчас я загадаю вам старинные загадки, отгадки на которые есть в нашем музее. Это будут старинные предметы быта.
Загадки
1 Дышит дымом,
Дышит паром,
С жаром!
А зовется (самоваром)
2. Гладит хлопок он и шерсть.
Хвостик сзади с вилкой есть.
На кораблик он похож,
Обожжешься, коль возьмешь
Он вещам помятым друг
Называется ….(утюг)
3. Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются-
Части разделяются.
(ножницы)
4. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет.
Воспитатель:
- Посмотрите, что это такое? (ответы детей) Ах, какая теплая печь. Давным-давно, когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, как вы сейчас, не было газа. И пищу готовили в печи, но не в кастрюле, а вот в таких чугунках. Чтобы сготовить пищу, нужно было положить в печь дрова, развести огонь и поставить чугунок в печь, чтоб варились щи да каша. В этой печи также пекли пироги, блины, хлеб.
Воспитатель:
- Из чего пекут хлеб и пироги? (ответы детей)
- А как получают муку из зерна?
Послушайте стихотворение:
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли мы пирожки!
- Посмотрите дети, вы знаете, что это? Это мельница. Она перемалывает муку из пшеницы.
- А какую мы знаем игру, в которой сорока варит кашу? Давайте поиграем.
Сорока-белобока кашку варила,
Детишек кормила. Этому дала,
Этому дала, этому дала, этому дала,
Всех детишек опять
Надо быстро сосчитать: раз, два,
три, четыре, пять
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал.
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
Вот мы и познакомились со старинными предметами старинного быта: кухонной утварью, орудиями труда, одеждой, рукоделием.
4. Заключительная часть. Рефлексия.
- Где мы с вами находимся?
- Какие предметы здесь собраны?
- Понравилась вам экскурсия в музей?
- Что вам запомнилось больше всего?
(Ответы детей)