Екатерина Панкратова
Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой Кувадкой»
Конспект занятия для детей старшей группы
Тема: «Знакомство с русской народной куклой «Кувадка»».
Цели занятия:
Обучающие:
- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла – игрушка, кукла обрядовая, кукла – оберег).
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с русской народной куклой Кувадкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Кувадка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- Через игрушку познакомить с изготовление и традициями на Руси.
- Познакомить с работой мастера.
- Учить работать с руками, развивать мелкую моторику рук.
- Познакомить с новыми словами и их значением: «кукла – закрутка», «оберег», «безликая».
Развивающие:
- Развивать внимание.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитать любовь к Родине через изучение народной культуры.
- Воспитать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Воспитать доброжелательное отношение друг другу.
- Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
- Воспитывать терпение, усидчивость.
Материал: тряпичные, соломенные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, технологические карты поэтапного изготовления куклы «Кувадки».
Предварительная работа: чтение сказок, заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.
Активация словаря: «рукодельница», «нянюшка», «безликая», «тулово», «скрутка».
Ход работы.
- Ребята, давайте с вами поздороваемся с гостями.
- А теперь давайте с вами пройдем. Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук).
( ответ детей: сундук).
- да, правильно это сундук. А что бы вы узнали, что лежит в нем, надо отгадать загадку:
Глазки голубые, кудри золотые.
Губки розовые, что это значит?
Дочка, а не плачет, спать уложишь -
Будет спать день, и два, и даже пять.
(кукла)
- Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель достает из сундука современную куклу).
- Скажите, а для чего нам нужна кукла? ( ответы детей: кукла нужна для игры, для красоты)
- Как вы думаете, всегда ли кукла была такая, какой мы видим сейчас? ( ответы детей: нет, куклы были разные фарфоровые, деревянные, тряпичные, соломенные).
- Да, куклы разные, но у меня в сундуке есть еще одна кукла. (воспитатель достает тряпичную куклу)
- Посмотрите ребята, повнимательней и скажите, чем эти куклы отличаются друг от друга? ( ответ детей: у современной куклы есть лицо, а у тряпичной нет лица)
- Да, вы правы эти куклы отличаются друг от друга этим. Мы с вами уже знакомились с куклами наших прабабушек.
- А с какой куклой вы бы поиграли? (дети выбирают и берут кукол в руки).
( ответ детей: 1-й ребенок: Мне нравится кукла «Зерновушка». Она делалась после уборки урожая. Ее делали из ткани и зерна. Хранили в доме для достатка.
2-й ребенок: Я выбрала куклу «Травница». Куклу делали из душистой травы и ткани. Ее делали для здоровья. И она очень хорошо душистая. Хранили куклу возле постели.
3-й ребенок: А я хочу рассказать о веселых кукол «Веснянка». Ее делали из ткани и цветных ниток. Эту куклу делали к приходу весны. С ней играли, а затем вешали на деревья. Куклы встречали весну).
- У каждой куклы есть своя история.
- Мы с вами уже говорили, что кукла прошла путь от самой простой деревяшки до самой современной. Давайте мы с вами пройдем за столы и проверим свои знания. (дети проходят за столы и садятся на стулья).
- Уши слушают – и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят.
Ноги не мешают, руки помогают.
А голова – хорошо думает.
- На столах у вас есть лист с изображением кукол и карандаш. Вам надо показать какой путь прошла кукла, чтобы стать современной.
(дети работают самостоятельно под тихую народную музыку).
- Молодцы вы справились с заданием. Давайте мы с вами немного отдохнем и потанцуем с нашими куклами.
Физминутка (танец с куклами).
- Вот мы с вами и немного подвигались. А сейчас присаживайтесь за столы и продолжим дальше.
- Посмотрите вот на эту куклу, которую я держу в руках, ласково называют ее «Нянюшка», делали такую куклу на рождение ребенка и вешали над колыбелькой. А еще ее называют «Кувадка». Давайте мы с вами, сделаем таких кукол и подарим деткам, которые ходят в ясельную группу нашего детского сада.
- Для изготовления куклы Кувадки нам с вами потребуется лоскуты яркой разноцветной ткани и ниток.
1) Берем лоскут большой, скручиваем по длинной стороне.
2) Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно два пальчика от сгиба, перегнутый лоскут стягивают нитками и завязывают на два узла.
3) Берем лоскут другого цвета и так же скручиваем его. Нить перевязываем с обеих сторон, отступив от края немного.
4) Возвращаемся к первой скрутки. Отгибаем одну сторону и на самый вверх кладем вторую скрутку, накрываем ее верхней частью. И перетягиваем ее крест – накрест. На поясе завязываем двумя узлами.
5) Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье. Вот у нас с вами получилась кукла «Кувадка».
- А сейчас мы с вами найдем материал, который нам поможет изготовить куклы «Кувадка». Вот на столе у меня лежат мешочки, вам надо угадать, какой материал там находится и пригодится он нам в изготовлении куклы.
(дети встают из-за столов, подходят к столу, берут в руки мешочки и угадывают, что в нутрии, играет русская народная музыка).
- Вы правильно сказали, нам потребуется ткань и нитки. А сейчас проходите на свои места. На столах у вас лежит технологическая карта вам надо при помощи карандаша отметить поэтапное изготовление куклы «Кувадка».
(дети работают самостоятельно по технологической карте)
- Я смотрю, вы все справились с заданием.
(дети проговаривают поэтапное изготовление куклы «Кувадки»).
- А теперь я предлагаю вам приступить к работе, технологические карты у вас на столах вам помогут.
(дети работают самостоятельно под русскую народную музыку).
Итог занятия.
- Давайте вы возьмете все своих кукол и пройдете ко мне и положите кукол на общий стол, и мы с вами устроим мини – выставку наших работ.
- Какую куклу мы с вами сегодня делали?
- Какой материал мы с вами использовали?
- Ребята понравилось, вам наше занятие, или нет?
- Вот какие замечательные куклы у нас с вами получились, дети из ясельной группы будут очень рады нашим подаркам. Теперь вы сможете смастерить кукол своими руками и для своих маленьких братиков и сестричек. Из вас вырастут хорошие мастера, вы вкладываете всю душу и старания и умение в свою работу.