Ирина Филичева
Конспект непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в подготовительной группе «Морозные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений детей об искусстве кружевоплетения.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить детей рисовать кружевные узоры в стилистике кружевоплетения.
2. Учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора (круг, завиток, волнистая линия, точка, цветок и др.).
3. Совершенствовать технику рисования концом кисти.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к творчеству народных мастеров.
2. Развивать чувство формы и композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме; художественный вкус.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в подготовительной группе „Морозные узоры“» размещена в разделах
- Зима
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Воспитательные:
1. Воспитывать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Предварительная работа:
• Беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц.
• Рассматривание кружевных изделий (салфеток, платочков, воротничков и т. п.).
• Рассматривание морозных узоров на окне, снежинок на прогулке. Поиск аналогий между кружевами и природными объектами.
• Разучивание коммуникативной игры “Паутинка”.
• Рисование отдельных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля).
• Разучивание стихов.
• Активизация словаря: эскиз, мастерица, кружево, палочки-коклюшки
Материалы и оборудование: разрезанные на несколько частей фотографии изделий (салфетки, платочки). Листы бумаги одного размера и формата А4, но разного цвета (фиолетового, черного, темно-синего, гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые. Плакаты «Зима», «Зимнее окно». Аудиозапись песни «Ярмарки краски» в исп. В. Леонтьева.
Ход совместной деятельности:
1. Чтобы привлечь внимание детей, включается фрагмент песни «Ярмарки краски» в исп. В. Леонтьева.
Вопрос к детям: «Объясните, что такое «ярмарка»?
Выслушав суждения детей, говорю:
- Ребята, моя подруга тоже была на одной ярмарке и там увидела очень красивые изделия из кружева. Она сфотографировала их и передала вам, но они оказались очень большими, поэтому она их разрезала и положила в конверты. Я их принесла, вот посмотрите! Только сегодня по дороге, когда я шла, части этих изделий перемешались. Нам нужно соединить все смешавшиеся части правильно и посмотреть, что же за изделия на этих фотографиях. Возьмите каждый по одной части и найдите свою компанию.
Задание: из частей соберите целое.
- Расскажите нам, что за изделия на ваших фотографиях, и из каких элементов состоят узоры. Компании представляют друг другу свои работы.
Воспитатель: Замечательные кружевные изделия, жаль, что фотографии
разрезаны. Но мы можем посмотреть на изделия из кружев через презентацию.
2. Показ презентации «Загадочные узоры вологодских кружев», рассматривание слайдов.
Воспитатель: Люди с давних времен украшали свои жилища кружевными скатертями, салфетками, столовым и постельным бельем. Давайте посмотрим, из каких элементов состоят узоры, как они соединяются между собой (дети рассматривают изделия, выделяют и называют элементы узоров).
Воспитатель: - Сказочная красота, правда, ребята! А представляете, сколько усидчивости, мастерства и труда требуется мастерам?
3. В это время раздается звонок телефона. Воспитатель разговаривает с «заказчиком», а затем обращается к детям:
- Ребята, в нашу художественную мастерскую поступил заказ. Нас просят для новых экспонатов на выставку нарисовать эскизы для плетения кружева. Мы справимся? Это очень ответственное задание. Чтобы настроиться на работу, попробуем руками сделать круглые элементы
4. Старинная русская игра «Колесо» :
Сбил, сколотил - 4 раза попеременно стучат кулачками
Вот колесо, - двумя пальцами обеих рук, соединяя поочередно большой палец с остальными
Вот колесо, - двумя руками показываем круг
Вот колесо, - объединяемся парами
Вот колесо, - объединяемся тройками и т. д.
Вот колесо! - дети объединяются в большой круг
Сел, да поехал - бег по кругу, приговаривая:
Эх, хорошо! Ах, хорошо! Ух, хорошо! (расцепились)
Оглянулся назад – дети оборачиваются вправо – влево,
Только спицы торчат - дети присаживаются, растопырив пальцы обеих рук, поочередно показывают «спицы»
5. Воспитатель: Руки, пальцы подготовили, ну, а теперь, мастера, за работу! Помните, что такие нежные узоры нужно рисовать концом кисти. Закройте на мгновение глаза и представьте тот узор, который вы будете рисовать. Запомните его. Подумайте, с чего начнете свой рисунок, какими линиями будете соединять элементы узора.
Дети выбирают себе фон и принимаются за работу.
6. Самостоятельное рисование детьми узоров.
Воспитатель помогает советом, если ребенок нуждается в помощи.
7. Воспитатель: - Ребята, мы с вами славно поработали, у нас получились такие разные кружева. Давайте украсим рисунками наше окошко. И у нас получится морозная сказка. Мы ведь с вами говорили, что кружева похожи на морозные узоры. Правда, красиво! Дети рассматривают узоры, делятся своими эмоциями и впечатлениями.
8. Воспитатель: Так и хочется, вспомнить стихи, которые напомнят нам о том, как создают мастера такие узоры – вологодские кружева.
Дети по желанию читают стихи Пётра Синявского «Кружевные сказки».
Вологда завьюжена
Белыми снегами,
Вьюга стелет кружево
Прямо под ногами.
Рассыпают искорки
Северные краски —
Снежные присказки,
Кружевные сказки.
Девицы-красавицы
Взяли-подглядели,
Как переплетаются
Здешние метели.
И рисуют девицы
Дивные картинки —
Кружево стелется
Тоньше паутинки.
— Вот ещё подучимся, —
Окают подруги, —
Кружево получится
Лучше, чем у вьюги. —
На морозе-холоде
Иней серебрится,
В городе Вологде,
В кружевной столице.
Воспитатель:
Ох, Россия, ты, Россия
Славы не убавилось,
Кружева, вы, кружева
На весь мир прославились.
Все работы хороши,
Полюбуйтесь от души!
Воспитатель: - Я думаю, что ваши эскизы очень понравятся мастерам и, возможно, вы увидите свой узор на готовых изделиях. Попозже я позвоню, и скажу, что важный заказ нами выполнен и эскизы готовы.
9. А я приготовила вам сюрприз. Это небольшие стеклышки. Посмотрите, какие они? (мокрые, влажные, прозрачные и т. д.). Как вы думаете, если их вынести на мороз, что будет? Выслушиваю гипотезы детей и говорю: «Сейчас возьмем их на прогулку и посмотрим, кто из вас прав».
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : 2012 “Цветной мир” – с. 94.
Пётр Синявский - Кружевные сказки.
Презентация «Загадочные узоры вологодских кружев» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, автор: Ермолаева Н. В. - nsportal.ru