Наталья Лещинская
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему «Знакомство с ремеслом ткачихи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей возрастной группе на тему :
«Знакомство с ремеслом ткачихи»
Цель: воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Задачи:
Образовательные :
• Обобщить и систематизировать знания детей о предметах и утвари русской избы;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему „Знакомство с ремеслом ткачихи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
• Углубить понимание необходимости беречь народные традиции;
• Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор соблюдая последовательность;
• Обогатить и активизировать словарь детей при помощи слов: ткачиха, ткач, ткацкий станок, ткет, гончар, гончарный круг…
• Упражнять в связной речи, точном использовании слов.
Развивающие:
• Развивать речетворчество детей, путем создания слов к слову ТКАЧИХА;
• Развивать память, внимание, мышление;
• Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, через народные ремесла;
• Воспитывать уважение к труду других людей;
• Воспитывать аккуратность, старательность.
Предварительная работа: знакомство с ремеслом гончара, придумывание с детьми карточек-схем характеризующих работу гончара, работа с глиной на гончарном круге, лепка из глины (неваляшка, снеговик, чашка с блюдцем, птичка) и раскрашивание полученных изделий.
Ход:
– 1 –
Здравствуйте, гости дорогие, себя покажите, на меня посмотрите.
Я спешу сказать вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем
Прекраснейшего настроения.
Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем здоровья игрой «Здравствуйте».
Ребята, вы пришли ко мне в гости, в мою избу.
• Скажите, а как называется комната, в которой я вас встречаю? (горница)
Правильно, это горница. Самая красивая и нарядная комната. Давайте вместе рассмотрим убранство и предметы, которые находятся в горнице. (печка, …сундук)
• Ребята, скажите, а для чего в старину использовали сундуки? (ответы)
Да, в сундуках в старину хранили вещи и предметы, как мы сейчас все это храним в шкафах. А в моем сундуке спрятались от вас загадки, а отгадки находятся в горнице.
Первая загадка: На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил. (глиняный горшок)
• Скажите, а кто изготавливает глиняную посуду? (гончар)
– 2 –
Появляется гончар на экране мультимедиа. (аудиозапись) «Да, ребята, вы правильно сказали. Это я, гончар изготавливаю глиняную (керамическую) посуду. И вы приходили ко мне в гости, в мою мастерскую, где я вам показывал и рассказывал как сложно и интересно работать с глиной и какие красивые изделия получаются.»
Ребята, покажите и расскажите мне пожалуйста, как гончар работает с глиной. Что за чем и какие действия он выполняет. А мастер-гончар проверит вас. (презентация)
• Скажите, что сначала делает гончар? (Сначала гончар берет глину.)Проверим правильно или нет.
• Хорошо, а что потом делает гончар? (Потом гончар топчет глину, чтобы она была мягкая и пластичная.) Проверим.
• Что после этого делает гончар? (После этого, гончар из глин делает комочки) Проверим.
• Что гончар делает с этими комочками? (Комочки гончар кладет на гончарный круг и лепит горшочек или другое изделие. Обязательно во время работы мочит руки, чтобы они лучше скользили по глине.) Проверим правильно или нет.
• Слепил гончар горшочек, что он делает с ним дальше? (Дальше гончар сушит горшочек.) Проверим.
• После того как горшочек высох, что гончар делает? (гончар ставит горшочек в печь, чтобы обжечь его.) Проверим правильность.
• Вот гончар обжог горшочек, что с ним делает дальше? (Дальше горшочек можно расписать и в нем можно готовить.) Проверим.
Гончар: (аудиозапись) «Молодцы ребята, внимательными были и все правильно выполнили. Ну а мне пора идти дальше работать. До свидания»
– 3 –
Ребята, а в моем сундуке есть еще загадки, слушайте внимательно.
1. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге на пороге
Останавливает ноги? (половик)
2. Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
– Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (полотенце)
• Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца и половики?)
Это полотенце ткала ткачиха. Сегодня мы познакомимся с профессией ткачиха. Сядем рядком и поговорим ладком. Презинтация…
Приглашаю вас на ткацкую фабрику. * В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки. На ткацких станках работает ткачиха. * Работа ткачихи не простая. На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань. * Ткань яркая, разноцветная. Помогает ткачихе в работе челночек. * На ткацкий станок ткачиха натягивает нити. * Челночен бегает между ними и тянет за собой нить. Посмотрите как (видео) Вот так кропотливо, ряд за рядом ткачиха выполняет свою работу. Ткет ткань. Из ткани шьют одежду, полотенца, многое другое. * Ткань с ткацкой фабрики поступает в магазин и на швейную фабрику.
– 4 –
Ребята, я предлагаю вам попробовать самим поткать, как ткачиха. И приглашаю вас в ткацкую светелку.
Перед вами картон - станки на них уже натянута нить. Посмотрите внимательно, я покажу вам, как ниточка побежит между нитями, а потом попробуете сами.
Берем ниточку за один конец и аккуратно продеваем ее между нитями. Поочередно над ниткой побежала наша ниточка, опустилась под нитку, опять над ниткой и под ниткой.
А теперь давайте попробуем вместе со мной поткать. Возьмите ниточку за конец правой рукой. Наша ниточка побежит между нитями справа налево. Сначала над ниткой, потом под ниткой. …
Умницы, старались, аккуратно выполняли работу. Мы с вами и дальше продолжим учиться ткать, но сейчас вы, наверное, устали и я предлагаю вам поиграть в игру кружева.
Давайте встанем в круг. Каждый из вас – ниточка и наши ниточки будут в парах, найдите себе пару. Мы с вами будем ткать кружева, а поможет нам в этом челночек и ткач. А какая пара будет челночком и ткачом, мы узнаем считалкой.
Три, четыре, пять!
Хватит спать!
Солнышко давно уж встало,
Нам пора идти играть!
Челночек убегает от ткача, а ткач его догоняет, но не забывайте, что надо оббежать каждую ниточку.
Готовы? Тогда: раз, два, три – беги… (1-2 раза)
– 5 –
Молодцы, хорошо поиграли.
• А кажите мне, пожалуйста, о каких профессиях мы сегодня с вами говорили (гончар и ткачиха)
• С какой новой профессией мы с вами познакомились. (ткачиха)
• Женщину этой профессии называют ткачихой, а как называют мужчину? (ткач)
• На каком станке работает ткачиха? (ткацкий станок)
• Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)
• Какой предмет помогает ткачихе ткать? (челночок)
• Ткачиха на ткацком станке ткет что? (что ткачиха ткет на ткацком станке) (ткань, половики, пояса, полотенца)
Вы правы, полотенца тоже ткали, а на самом красивом полотенце гостям подавали хлеб с солью.
Ребята, заигралась я с вами и чуть не забыла, что испекла хлеб.
Хлеб-соль подавали гостям, радуясь, что они пришли. Такова старинная традиция русского народа.
Предлагаю вам попробовать хлеб, но сначала надо помыть руки, а потом сядем за столы и угостимся хлебом.