Татьяна Кочнева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В лаборатории профессора Глобуса»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе.
Тема: «В лаборатории профессора Глобуса».
Образовательные области: Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Образовательные технологии: Игровая технология
Обучение в сотрудничестве
Развивающее обучение
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „В лаборатории профессора Глобуса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Здоровьесберегающая технология
Разработала: воспитатель
Кочнева Татьяна Владимировна.
Санкт-Петербург 2018
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
в старшей группе.
Тема: «В лаборатории профессора Глобуса».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическая культура.
Образовательные области:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Образовательные технологии:
- Игровая технология
- Развивающее обучение
- Обучение в сотрудничестве
- Здоровьесберегающая технология
Цель: Обобщить и расширить знания детей о природных зонах, взаимосвязи природы и человека.
Задачи:
Познавательное развитие:
-закрепить понятие «Природная зона»
- сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле и причину их возникновения;
- дать характеристику особенностям климата для каждой природной зоны;
- систематизировать знания о растительном и животном мире, о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне;
- продолжить формировать навыки ориентировки в пространстве, развивать мелкую моторику рук, быстроту реакции.
Социально-коммуникативное развитие:
-способствовать установлению эмоциональных контактов между сверстниками;
-совершенствовать умение работать в паре (в группе, выполнять общее дело, умение вести диалог;
-развивать социальные чувства, доброжелательность, умение выслушивать сверстника.
Речевое развитие:
- обогащение словаря по теме;
- развивать навыки словообразования;
- способствовать развитию мышления, памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, речи детей;
-совершенствование навыков построения предложений-рассуждений, предложений описательного характера.
Физическое развитие:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую и мелкую моторику.
Материалы и оборудование:
Для педагога:
-иллюстрации Арктики, пустыни, джунглей;
- картинки с изображением растений и животных разных природных зон;
- глобус, географическая карта;
- макеты «Арктика и Антарктика», «Пустыня», «Джунгли», изготовленные совместно с детьми;
- коллаж «Айсберг», набор изображений животных Севера: белый медведь, олень, пингвин, тюлень, нарвал.
-мешочек с грецкими орехами, игрушки Медведь, Слон, Попугай, тарелочки с цифрами от 1 до 5.
-контейнер с фигурками животных жарких стран, два пластиковых контейнера зеленого и красного цвета.
- Кувшины с водой, подсолнечное масло.
- Контейнер с песком, три прозрачных сосуда, песок, лупа, микроскоп, пластиковые тарелочки.
Для детей:
-рисунки-задания «Что забыл нарисовать художник». (Крокодил, обезьяна, лев, жираф, зебра, слон).
- кисточки, краски гуашь, стаканчики с водой, салфетки, фломастеры.
- аудиозапись: «У жирафа пятна, пятнышки везде!».
-удостоверение юного знатока природы.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный.
Предварительная работа: Чтение познавательных рассказов и энциклопедий: «Моя первая энциклопедия», «Оболочки Земли», «Зимние животные», эвенкийской сказки «Почему олень быстро бегает», рассказ Г. Снегирева «Отважный пингвиненок», рассказы Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб», «Слоненок», «Откуда взялись броненосцы», стихотворений, отгадывание загадок о животных Севера, джунглей и пустыни.
- Беседы с детьми о различных природных зонах.
- Рассматривание альбома, книг, журналов с иллюстрациями о Севере.
- игры: «Кто лишний», «Испорченный телефон», «Опиши животное по схеме», п/и «Белые медведи», п/и «Моржи», «Разрезные картинки».
- коллаж «Обитатели Севера», «Животные Африки».
- изодеятельность на темы : «Веселый жираф», «Зебра», аппликация «Пингвин на льдине», оригами «Пингвин», рисование красками «Северный олень», лепка «Белый медведь», «Слоненок».
-изготовление совместно с детьми макетов природных зон.
- Проведение акции в группе с привлечением родителей «В зоопарк всей семьей».
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к познанию окружающей среды, к экспериментированию;
- развитие умения устанавливать взаимосвязи между климатическими условиями и растительным и животным миром природной зоны;
- развитие умения воспитанников решать интеллектуальные задачи;
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть:
Дети заходят в группу и встают полукругом перед географической картой.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о нашей любимой планете Земля.
- Мы с вами много читали энциклопедий о природных зонах, рассматривали картинки растительного и животного мира, рассматривали карту, делали макеты природных зон. Сегодня давайте проверим, что вы запомнили и чему научились. Посмотрите на карту.
- Какая разноцветная у нас земля. Разными цветами обозначены природные зоны.
-Что на карте обозначено голубым цветом? (Вода-моря, океаны, реки и т. п.)
-Какие еще цвета вы видите? (Зеленый, желтый, коричневый, белый.)
- Что обозначают эти цвета? (Коричневый - горы, желтый - пустыни и т. п.) Видите, какое многообразие природных зон на нашей планете. А отчего зависит многообразие природных зон? (от солнца).
-Чем ближе природная зона к экватору – тем больше там солнца, чем ближе к полюсам, тем меньше там солнца.
2. Основная часть:
-Сегодня ребята к нам в гости пришел профессор Глобус. Он внимательно наблюдал, как мы изучали природные зоны, и решил пригласить нас в свою лабораторию! Сегодня я не просто Татьяна Владимировна, а помощник профессора Глобуса. Вы готовы? (Дети проходят к столу с макетом «Арктика»).
- Перед нами макет, который мы делали вместе с вами, как называют эту природную зону? А еще как?
Ответы детей (Арктика, царство льда и снега).
- Почему она получила такое название? (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев – ночь, 6 месяцев – день).
- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
Игра «Кто спрятался за айсбергом»
-Ребята, огромная глыба льда на горизонте? (Айсберг). Кто-то за ней спрятался. (Белый медведь, пингвин, олень, тюлень).
-Молодцы, вы очень внимательные, много знаете о животных Севера, прекрасно справились.
Игра «Бывает ли это на Севере?»
Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают «да» или «нет».
Вопросы:
На Севере шумят леса? (Нет.)
На Севере лежат снега? (Да.)
Ночь бывает полгода? (Да.)
День бывает полгода? (Да.)
На Севере летом тает снег? (Нет.)
На Севере живут пингвины? (Нет.)
Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет.)
Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да.)
Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)
– Какие экологические проблемы существуют в Арктике?
Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).
-Еще одна большая проблема - большие корабли перевозят нефть, мазут. Эти вещества попадают в воду.
- Ребята, мы с вами в лаборатории. В лаборатории проводят эксперименты. Мы, как настоящие ученые, давайте проверим, что происходит, когда в воду попадает нефть.
Опыт с водой.
(В сосуд с водой воспитатель добавляет оливковое масло).
Вопросы детям:
а) Что произошло? (масло поднялось наверх, оно не растворяется в воде).
б) Как оно может навредить животным Арктики? (загрязняет воду, тяжело дышать, оседает на шерсти и оперенье).
- Итак, делаем вывод: Если масло (нефть) попадает в воду, оно поднимается наверх, и образует пленку, которая не пропускает воздух, наносит огромный вред животным.
- Как решается вопрос об охране животных?
– А кто скажет, что такое заповедник? (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).
– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? (в Красную Книгу). Почему она красного цвета? (Красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).
Воспитатель дополняет ответы детей.
- Ребята, вы так много знаете о животных Севера, такие внимательные! Посмотрите, пожалуйста, на наш макет - что-то тут ни так? Найдите ошибку (Жираф не может жить на Севере).
-Молодцы, не получилось у нас профессором Глобусом Вас запутать. А мы идем дальше.
(Дети переходят к столу с макетом «Джунгли»).
-Макет какой природной зоны перед нами (Джунгли?
-Какие животные живут в этой природной зоне? (Лев, зебра, жираф, слон, бегемот и т. д.)
Игра «Сложные слова» (словообразование).
Если у жирафа длинная шея, он какой? – длинношеий;
У слона большие уши-….
У обезьяны длинный хвост-….
У бегемота толстая кожа-….
У буйвола длинные рога-….
У крокодила острые зубы-….
У верблюда один горб-….
Физкультминутка «У жирафа пятна, пятнышки везде…».
- Да, ребята, хорошо мы размялись!
Игра «Что забыл нарисовать художник».
- А вот для следующей игры нам нужно разделиться на две команды. Перед вами портреты разных животных. Что-то с ними не так. (У слона нет хобота, у обезьяны нет хвоста, зебра без полосок, лев без гривы). Помогите исправить ошибки. (Дети выполняют задание по подгруппам).
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы прекрасно справились.
Игра «Хищники и травоядные»
- Я хочу проверить, знаете ли вы какие животные хищники, а какие травоядные? (Хищники едят мясо, а травоядные – растения.) Разложите в два контейнера фигурки животных. В красный контейнер хищников, а в зеленый контейнер – травоядных. (Дети по очереди выполняют задание, аргументируя свой ответ).
-К нам в лабораторию прилетел попугай, он что-то принес. Интересно, что в этом мешочке. (Дети на ощупь определяют, что в мешочке грецкие орехи)
-Как вы думаете, почему у попугая такой крепкий клюв? (Чтобы раскалывать орехи).
-Возьмите в руки по одному ореху. Предлагаю сделать массаж для наших ручек грецким орехом:
Давайте поздороваемся с орешком
(зажимаем орех в кулачке 5 раз)
Теперь перекладываем орешек из одной руки в другую,
Давайте покатаем наш орешек
(катаем между двумя ладошками).
Спасибо тебе, орешек!
(прячем орешек в ладошки).
-Ребята, а теперь давайте поможем нашему попугаю разделить орехи на всех его друзей. (Дети раскладывают орехи на тарелочки с цифрами).
Дети подходят к столу с макетом «Пустыня»
-Какая природная зона перед нами?
(Пустыня-это бескрайний песок, где почти нет растительности).
-Ребята, а почему пустыню назвали пустыней? (назвали пустыней от слова «пусто»).
-Горячее солнце, горячий песок, и жарко здесь очень…воды бы глоток. Воды в пустыне мало она находится глубоко под песками и поэтому так ценится. А песка очень много. Большие холмы песка называются – барханы. Барханы есть только в пустыне. Дождей в пустыне очень мало. А палящее солнце так печет, что можно испечь яйцо в раскаленном песке, представляете.
Есть ли в пустыне растения? (кактусы, верблюжья колючка, саксаул).
-У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.
-Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся. Назовите тех, которых знаете. (Змея, ящерица, жуки, черепаха, скорпион, верблюд, ежи, пауки)
-Перед вами две змейки (показ рисунка). Чем они отличаются друг от друга? (Одна желтая, а другая зеленая. Одна длинная, а другая короткая.).
-А чем отличаются пальмы (показ рисунка? (Одна высокая, другая низкая).
-Посмотрите, среди песков островок зелени и маленькое озеро, родниковой воды. Это – оазис. Оазис – это райский уголок пустыни, где все могут напиться водой, утолить свою жажду. Каждая капля воды может спасти жизнь. Когда несколько верблюдов идут по бескрайней пустыне - это караван верблюдов. Ребята, а вы знаете, что верблюд может жить без воды 2-3 недели. Но потом выпивает 13 ведер воды за 10 минут.
Опыт с песком.
-Давайте мы подойдем к песку погрузим руки в песок, пошевелим пальцами, что происходит с песком? (ответы детей). Что вы видите на столе? (Микроскоп и лупы). Для чего они нужны? (Чтобы рассматривать что-то маленькое). Возьмите в руки лупы.
Вопросы детям:
-Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
-Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? (Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу).
- Можно ли из сухого песка лепить? (нет). А что нужно сделать? (добавить воды). Давайте добавим в песок воду, смотрите, как быстро песок впитал воду.
- Возьмем сосуды разной формы, поместим в них песок. Что произошло? (ответы детей). Песок как вода легко принимает форму сосуда, в который его поместили.
-Итак, делаем вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, сухой песок легко сыпется, песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается, сухим песком можно рисовать.
3. Заключение. - Ребята, мы сегодня много говорили о природных зонах, экспериментировали, выполняли задания профессора Глобуса, играли. Вы настоящие исследователи, знатоками природы. Профессор Глобус доволен вашей работой, и мы решили вручить Вам удостоверения юных знатоков природы. (Каждому ребенку вручается удостоверение) Молодцы! До новых встреч! До свидания, ребята!