Наталья Минякова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в прошлое» на тему «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие в прошлое»
Составила: учитель-логопед Минякова Наталья Викторовна
Цель: Закрепление знания русской народной игрушки.
Задачи:
• Обогащать и уточнять знания детей о русской игрушке, атрибутов русского быта.
• Развивать интерес к старинным игрушкам и играм.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие в прошлое“ на тему „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
• Формировать положительное отношение к народной культуре.
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять знания о народном творчестве.
• Развивать связную речь.
• Совершенствовать лексико-грамматические навыки: согласование числительных с прилагательными и существительными.
• Образовывать прилагательные от существительных.
• Учить детей ориентироваться в пространстве.
Материал:
• «Машина времени».
• Русские народные игрушки, музыкальные инструменты и поделки, выполненные из различных материалов (фигурки животных и людей, копилки, дудочки, погремушки, свистульки).
• Старинное вышитое полотенце. Большая матрешка.
• Матрешки из счетного материала.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Орг. момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но путешествие это будет необычное - в прошлое, во времена былин и сказок, русских традиций, народных игр и игрушек, с которыми играли наши бабушки и дедушки. Хотите отправиться? Тогда садимся в машину времени и отправляемся. (Звучит музыка)
Открывается занавес и перед детьми появляется логопед в русском народном костюме- Хозяюшка. Она прядет пряжу и тихонько напевает песню. Воспитатель вместе с детьми подходят к избе.
Воспитатель: Вот мы и в прошлом. Ребята, давайте постучим в избу и попросим рассказать о жизни русской семьи.
Стучат.
Хозяюшка: Здравствуйте, а кто вы такие? Зачем пожаловали?
Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Мы прибыли из прошлого. Можно к тебе в гости?
Хозяюшка: Вижу, что глаза у вас добрые. Так и быть - заходите, гостями дорогими будете! Садитесь вот за этот длинный стол, вся наша семья собирается за этим столом.
Хозяюшка: Я вижу вы с не с пустыми руками ко мне пожаловали. Что это за диковинные вещи у вас?
Дети показывают свои игрушки.
Воспитатель: Посмотри, с какими игрушками играют наши дети.
-Что это за игрушка? (Обращается к ребенку)-Это игрушка «самолет»
-Из чего она сделана? Она сделана из пластмассы. Она пластмассовая.
-Эта машина из чего? Из металла. Она металлическая. Эта игрушка из резины. Она резиновая.
Хозяюшка: Таких материалов, как у вас, у нас нет.
Воспитатель: Хозяюшка, расскажи нам о своём времени, как вы живете, чем занимаетесь?
Хозяюшка: Мужчины у нас плетут лапти, корзины. Женщины ткут, вышивают. А детей у нас много. Они помогают взрослым. А еще они играют. Но делаем мы детям игрушки из материалов, которые дает наша матушка — природа. Из природных материалов.
-А какие природные материалы вы знаете? (Глина, дерево, солома, ткань) Да глина, дерево, солома и даже ткань из Льна и хлопка это всё природный материал.
- А я сейчас покажу вам игрушки, которыми играют наши дети.
Хозяюшка достаёт и открывает сундук с игрушками.
-Эта игрушка из чего? Игрушка из дерева- она деревянная,
Из глины -
Из соломы-
Из ткани –
Больше всего наши мастера любят делать забавные фигурки животных и птиц.
Сосчитайте, сколько на столе деревянных игрушек? (здесь четыре деревянные игрушки).
Сколько соломенных? (Три соломенные игрушки)
Сколько глиняных? (Семь глиняных игрушек).
Хозяюшка: Выберите понравившуюся вам игрушку. Я, например, выбираю деревянную дудочку.
Дети продолжают: «Я выбираю соломенную куклу. Я выбираю глиняную свистульку. Я - деревянного петушка. Я- глиняные сани.
Хозяюшка: Но наши дети играют не только с игрушками. Посмотрите, что лежит на столе (Полотенце)
Скажите, а какое полотенце? (Очень длинное, яркое, красивое, вышитое, нарядное)
Что на нем вышито мастерицей? (Узоры, цветы, петушки.)
- А вы знаете как называется такое полотенце? Такие полотенца мы называем рушниками. Их обычно предлагаем гостям на празднике, чтобы, вымыв руки, они их вытерли. Дети могут с таким рушником устроить весёлую игру - соревнование. Давайте и мы поиграем. Сначала найдем середину нашего рушника и отметим её ленточкой.
II. Игра на развитие мелкой моторики рук «Рушничок».
Хозяюшка: Кто хочет посоревноваться? (Выходят двое детей) Каждому играющему нужно быстро, но аккуратно свернуть свой край полотенца в
рулон. Победит тот, кто первым дойдет до середины. А мы в это время хором будем приговаривать:
Чок- чок, чоки - чок-
Пальцы крутят рушничок.
Чей — чей, чоки-чей-
Ты закручивай ловчей!
Победивший выбирает партнера. Игра продолжается.
Хозяюшка: Ребята, а я ведь забыла ещё про одну игрушку, с которой у нас очень любят играть дети. Я загадаю вам загадку, попробуйте отгадать.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
Но всего одна игрушка.
(Матрешка.)
Верно.
- Из чего сделана матрешка? (Она деревянная)
Эта нарядная деревянная кукла. Она нравится всем: и детям, и взрослым. Посмотрите на неё (Выставляет большую матрешку)
Воспитатель: А мы знаем про эту игрушку. Ребята, давайте вспомним, как появилась матрешка? Более ста лет тому назад в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку лысого старичка. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из 8 фигурок. Изображала она девочку в сарафане с черным петухом в руках.
Хозяюшка: А знаете ли вы, почему назвали эту куклу - «матрешка»?
Есть поверье, что у мастера, который вытачивал эту игрушку, была дочь Матрена. Мастер долго думал, как раскрасить игрушку. И нарисовал лицо своей дочери. Вот так и появилась матрешка от слова «Матрена».
III. Развитие ориентировки в пространстве.
Выполняется упражнение «Играем с матрешкой»
Хозяюшка: A сейчас я научу вас играть с маленькими матрешками. Посмотрим, какие вы внимательные.
Хозяюшка произносит текст. Дети внимательно слушают, повторяют каждую строку и выполняют соответствующие действия.
Я возьму матрешку в левый кулачок.
Положу матрешку справа на бочок.
А теперь поставлю к себе на левое плечо.
Спрячу я матрешку в правый кулачок.
А теперь поставлю прямо пред собой.
А сейчас подвину влево левою рукой.
Положу я под ладошку куколку свою.
A сейчас из-под ладошки её снова достаю.
Воспитатель: А наши ребята умеют танцевать танец матрешек. Мы тебе его сейчас Покажем.
IV. Танец матрешек.
V. Итог занятия.
Воспитатель: Спасибо тебе Хозяюшка за рассказ, но нам пора возвращаться в свое время.
Хозяюшка: Ребята, а что нового вы узнали, побывав у меня в гостях? Ответы детей.
В память о себе я подарю вам куклу- оберег. Эта кукла будет охранять вас от зла.
Дети с воспитателем садятся в машину времени.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие?
-Где мы сегодня были? (В русской избе). Мы говорили о русских народных игрушках.
-Из каких материалов их изготавливали?
-Какие они были?
Спросите бабушек и дедушек, какими игрушками они играли в детстве и на следующем занятии мы об этом поговорим.