Валентина Шмакова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы. "
Методические приё мы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физ-минутка, слушание звукозаписи.
Ход НОД.
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
• Мы руками хлоп-хлоп
• Мы ногами топ-топ
• Мы плечами чик-чик
• Мы глазами миг-миг
• Вправо влево повернись и соседу улыбнись
• И гостям здравствуйте скажи!
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе „Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: Верно. Какое сейчас время года?
1 слайд. Зима.
Воспитатель: давайте поиграем:
«Снежок передавай – зимние явления называй».
Дети: Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая,зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят?
Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.
На чем можно добраться зимой по сугробам до леса? (ответы детей)
А мы с вами будем добираться на лыжах. Давайте наденем лыжи и возьмём в руки лыжные палочки.
(Дети вместе с воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах). Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила поведения в лесу (не шуметь, не ломать веток, не расходиться друг от друга.) идём под музыку
2 слайд. Восп. : ну вот мы и пришли, посмотрите какой красивый зимний лес.
Вам нравится?
Артикуляционная гимнастика
«Снег идет»-- И. п. : ноги вместе, руки подняты вверх.
1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
2. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).
4. Упражнение для губ и щек
«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
5. Упражнения для язычка:
«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».
«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Восп. : А кто живёт в лесу? Давайте вспомним как называют животных, которые живут в лесу? (дикие)
3сл. Воспитатель: Посмотрите какая красота кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу. (подходим к месту,где лежат за ранее приготовленные следы лисы)
4слайд. -Ой, ребята, чьи это следы?
Дети: Лисы.
Воспитатель: как правильно мы скажем, чьи следы – лисьи
Ребята вы знаете где живет лиса?.(в норе. Беседа о лисе).
Лиса-это хищница, очень хитрая.
Какая у нее шерстка (пушистая, рыжая)
Какой у неё хвост (длинный пушистый). Им она заметает свои следы на снегу.
У лисы очень хороший слух, она слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе. (Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем).
Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте, назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис, мама-лиса, детеныш-лисёнок, а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк", "Заюшкина избушка", "Лисичка со скалочкой", "Кот, лиса и петух".
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы!
5слайд. Дети: Следы зайца. Как правильно надо говорить? Чьи следы - Заячьи следы.
(ищем по следам зайца на слайде, сравниваем).
Воспитатель: Посмотрите, Какой он? (белый, пушистый, ушастый.)
А летом какой у него окрас? (серый)
Почему он зимой белый (беседа о зайце) Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников
Где живёт заяц? (под кустом)
Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Зимой питается корой деревьев.
Воспитатель: Давайте, составим цепочку заячьей семьи. Папа-заяц, мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок, много-зайчат.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это, дети?
Дети: Это воют волки.
6слайд. Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите дети тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках).
Волк к зиме меняет цвета шубы? (нет, но она становится гуще и теплее.
7слайд. Где живут волки? (Живут волки в норах, которые называются-логово). По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков. Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, много-волчат.
-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка" ,"Волк и лиса" ,"Три поросенка" ,"Волк и семеро козлят".
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
(видим шишки, грибы)
Воспитатель: Ребята, что это на снегу лежит?
Дети: Шишки, грибы.
Воспитатель: Ой ребята, а как сюда попали эти грибы? Может быть их кто-то потерял? Интересно кто же это? И следы здесь кто то оставил?
8слайд. Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно это белка. Как называется домик белки?
Дети: Дупло.
Воспитатель: Правильно. (беседа о белках) Какая белка? (Белка-маленькая, рыжая, безобидная, пушистая)
Как белка прыгает по веткам? (быстро, ловко).
Какие запасы на зиму делают белки( : ягоды, грибы, орехи).
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок. Папа-белка, мама-белка, детеныш-бельчонок, много-белок.
Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем дальше.
9 слфйд. Ой, а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Кормушка, сено, зерно.
Воспитатель: А как она попала в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные. Как думаете чьи?
Дети: Следы лосей.
10слайд. Воспитатель: Правильно. Это лоси ходили. а сено кто положил им?
Дети: Люди. Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы! А людей, которые помогают выжить лосям и другим лесным жителям в холодное время года называют-лесники, егери. (Беседа о лосях).
Лоси-это крупные копытные животные. Как думаете почему называют крупно-копытное животное (на ногах копыта).
Чем питаются лоси? (Они питаются веточками и корой деревьев и сеном и зерном)
Они ходят по глубокому снегу, поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей. Папа-лось, мама-лосиха, детеныш-лосенок, много-лосей.
11слайд. -Пойдем дальше, дети. Смотрите какая большая куча снега. Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети, слышите, что это? Кто-то сопит. Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя. (Беседа о медведе).
12слайд. Медведь какой? (крупный, бурый, страшный, коричневый, лесной зверь).
Какая у него шерсть? (теплая, бурая, густая). К зиме он запасает под шкурой много жира (много ест). Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги.
13слайд. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, еж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся немного, а то на улице холодно.
Физминутка.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Воспитатель: вот молодцы попрыгали, а теперь давайте сядем на зимней полянке и поиграем немного
14 слайд. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
У зверей четыре лапы (поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках)
Когти могут поцарапать (пальцы двигаются как коготки)
Не лицо у них, а морда (соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз)
Хвост, усы, а носик мокрый (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)
И, конечно, ушки (растираем ладонями уши)
Только на макушке (массажируем две точки на темени)
15 слайд. Отгадай загадку
16 слайд. Кто лишний
17 слайд. Подбери словечко
18 слайд. Кто у кого
Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей. (возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу, сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам. (дети вывешивают картинки зверей на доску).
- Лапу кто зимой сосет? А еще он любит мед, может громко зареветь, а зовут его. (медведь)
- Маленький, рыжий зверек, по веткам прыг-скок. (белка)
- По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом, ушки торчком. (заяц)
- Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (волк)
- Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет. (лиса)
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко.
(лось)
Воспитатель: Молодцы! Всех лесных зверей правильно назвали и узнали
Итог:
Воспитатель: - Ребята, скажите, о ком мы сегодня с вами говорили на занятии?
Дети: о диких животных
Воспитатель: Где живут дикие животные?
Дети: в лесу.
Воспитатель: - Что вам больше всего запомнилось в лесу, что интересного увидели и узнали? (Ответы детей)
Рефлексия
Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание выберите себе смайлик. Если у вас хорошее настроение, если вам все было понятно на нашем занятии - берите веселого смайлика, если, что-то было непонятно - берете задумчивого смайлика. Ну а если вам совсем ничего не понятно, у вас грустное настроение, - берем грустного смайлика.
Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло занятие к концу. Спасибо за работу!
Животные из леса для вас приготовили сладкие призы (поощрение детей).