Валентина Крячкова
«Орудия труда из камня». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты непосредственно образовательной деятельности в раках реализации инновационного проекта. Тема проекта : "Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребёнка в условиях этнографической направленности дошкольного образования".
Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками 2 младшей группы.
Тема: «Орудия труда из камня»
Цель: познакомить воспитанников с орудиями первобытного человека из камня.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «„Орудия труда из камня“, Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Роспись, рисование на камнях
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека;
• расширить словарный запас введением новых слов: вождь, племя, шкура, мамонт и др. ;
• формировать у воспитанников представления о жизни первобытного человека;
• расширять кругозор детей, повышать их познавательную активность.
Развивающие:
• способствовать развитию пантомимических и мимических способностей воспитанников;
• развивать воображение, фантазию, память, мышление;
• развивать навыки диалогической речи, потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные:
• воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, взаимовыручки.
Предварительная работа:
• беседы с детьми на тему: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и мир вокруг меня».
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
• иллюстрации по теме;
• макет пещеры, костра, шкуры – одежды.
Раздаточный материал:
• палки, веревки и наконечники «копий» по количеству детей.
Оборудование.
• мольберт;
• магниты.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель обращает внимание детей на камень, заостренный с одной стороны.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой необычный камень я нашла! Что в нем необычного? Почему? Какие камни вы видели на прогулке?
Ответы детей.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Воспитатель: - Дети, а вы бы хотели узнать, откуда появился этот камень?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам вместе узнать его судьбу. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель: - Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие – в давние времена, когда на Земле только появился человек.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением первобытного человека.
Воспитатель: - В давние – давние времена на нашей планете жили необычные люди. Вот какие они были (показ иллюстрации). Скажите, во что был одет первобытный человек?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, в те времена не было одежды. Человеку приходилось все делать своими руками. Как вы думаете, зачем ему шкура? А вам для чего одежда? Хотите примерить одежду пещерного человека?
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра – имитация «Пещерные люди»
Дети одевают шкуры-одежды. Усаживаются у импровизированного костра.
Воспитатель: - Вот мы и превратились в пещерных людей. Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был самый главный человек – вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.
Воспитатель: - Как вы думаете, где жили древние люди?
Ответы детей.
4. Открытие нового знания.
Воспитатель: - Вы правы. Они жили в пещерах. Было темно, сыро и холодно. Однажды, во время грозы, загорелась сухая трава. Первобытные люди научились хранить его в своем жилище в очаге. (Показ иллюстрации)
Воспитатель: - Очень тяжело жилось первобытным людям. Питались они кореньями, плодами. Вокруг было много врагов - хищных животных. Могли напасть дикие люди из другого племени. Чтобы выжить приходилось приспосабливаться.
(Звучат голоса леса.)
Воспитатель: - Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Что же делать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов: из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. (Показ иллюстрации) Давайте - ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны?
Дети с воспитателем делают копья. Воспитатель предлагает детям помогать друг другу, работать в паре.
Воспитатель: - Дети, что-то стало холодать в первобытном лесу. Вы не замерзли? Я предлагаю вам погреться.
Динамическая пауза «Первобытные люди»
Подпрыгнуть 4 раза.
Присесть 4 раза.
Похлопать себя по бокам.
Воспитатель: - У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты. А как вы думаете, где еще можно использовать каменные орудия труда?
Предполагаемые ответы детей: - Для приготовления пищи, изготовления одежды, защиты и охоты.
Воспитатель: - Благодаря орудиям из камня древние люди защищались от врагов, добывали и готовили себе пищу, шили одежду.
(Рассматривание иллюстраций)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «На что похоже?»
Дети должны назвать, какой современный предмет напоминает древнее орудие из камня.
Гимнастика для глаз «Ночь»
Дети смотрят по сторонам: налево, направо.
Закрывают глаза – наступила ночь.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам вернуться в наш теплый и уютный детский сад. Хотите?
Дети закрывают глаза. Открывают их.
6. Осмысление.
Воспитатель: - Ребята, вот наше путешествие закончилось. Что вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что вызвало затруднения? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы хотели бы еще там побывать? Что вы расскажите своим родителям и друзьям?
Ответы детей.
Воспитатель: - Мы обязательно с вами еще отправимся в первобытный мир. Спасибо вам! Вы были очень дружными и отзывчивыми, поэтому мы смогли выжить в диком каменном веке.
Тема: «Бусинки из ожерелья».
Цель: познакомить воспитанников с украшениями наших предков.
Задачи.
Образовательные:
• закрепить представления воспитанников о жизни и быте первобытных людей;
• познакомить детей с тем, как украшали себя наши предки.
Развивающие:
• расширять кругозор детей, повышать их познавательную активность;
• развивать воображение, фантазию.
Воспитательные:
• воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в простых вещах.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций с изображением первобытных людей;
• беседы о их быте, обычаях.
Предшествующая работа:
• беседа с детьми на тему: «Наши предки»;
• рассматривание иллюстраций с изображением первобытных людей.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
• ожерелье из ракушек;
• иллюстрации.
Раздаточный материал:
• семена растений (фасоль, подсолнечник, рис, кукуруза, горох).
Оборудование :
• мольберт, магниты;
• шило, суровая нить.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель в игровом центре размещает ожерелье из ракушек.
Воспитатель: - Ребята, вы помните наше путешествие в древние времена?
Ответы детей.
Воспитатель: - Кто из вас помнит, как тогда выглядели люди?
Ответы детей. Если они испытывают затруднение, воспитатель предлагает посмотреть иллюстрации с изображением первобытных людей.
Воспитатель: - Где жили древние люди?
Дети: - В пещерах, землянках, шалашах.
Воспитатель: - Чем они занимались?
Дети: - Мужчины охотились, а женщины собирали коренья и ягоды.
Воспитатель: - Ребята, как первобытные люди одевались?
Дети: - Женщины шили одежду из шкур диких животных.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Воспитатель: - Дети, кто из вас заметил необычный предмет в нашей группе?
Ответы детей. Если они не замечают ожерелье из ракушек, то воспитатель сам показывает его.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Ответы детей.
Воспитатель: - Это украшение могло украшать первобытную женщину. Знаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Хотите это узнать?
Я предлагаю вам узнать это вместе.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель показывает детям рассмотреть иллюстрацию раскопок.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что делают эти ученые? Почему вы так решили?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, ученые под землей нашли останки первобытных людей. И они были очень удивлены, обнаружив этот предмет.
Показ иллюстрации с изображением древнего ожерелья.
Воспитатель: - Как вы думаете, из чего изготовлено это ожерелье первобытной женщины?
Ответы детей.
4. Открытие нового знания.
Воспитатель: - Древние люди делали украшения из камешков и ракушек. Они сохранились глубоко под землей и до сих пор удивляют нас. Первобытные люди также украшали себя с помощью рыбных костей и яичной скорлупы. Эти простые украшения очень напоминают ожерелья наших мам. Как вы считаете, похожи ли они? Чем?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, и у первобытных и у современных украшений есть отверстия, через которые они собраны на нить. Обратите внимание, как подобраны камешки в древнем ожерелье. По краям расположены самые маленькие камешки, затем они постепенно увеличиваются и в центре расположен самый крупный камень. Ребята, вам нравится это ожерелье?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как вы считаете, можно назвать это украшение произведением искусства? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Несмотря на то, что ожерелье очень простое, сделано оно из камней, но посмотрите, как старался древний мастер. Он очень хотел украсить первобытную женщину.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сделать ожерелье из камней. Хотите?
Динамическая пауза «Ожерелье»
Наклониться – поднять камешек.
Потянуться – нанизать камень на нитку.
Повторить несколько раз.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, из чего еще могли изготовить древние люди украшения?
Ответы детей.
Воспитатель: - Мне кажется, что были и украшения из семян растений. Но, к сожалению, они не сохранились, так как прошло много лет.
Рассматривание семян различных растений (фасоль, подсолнечник, рис, кукуруза, горох и др.)
Воспитатель: - Ребята, помните, мы с вами нашли в игровом центре ожерелье из ракушек? Как вы думаете, могло ли оно украшать первобытную женщину? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
6. Осмысление.
Воспитатель: - Дети, понравилось вам путешествие в древний мир красоты? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Что вы бы рассказали своим родителям и друзьям о древних украшениях?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что вы узнали о первобытных мастерах? Какие они?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы хотели бы стать такими? Тогда я предлагаю вам сделать первобытные украшения для своих мам. Хотите?
Ответы детей.
Ручной труд по художественно-эстетическому развитию воспитанников по теме: «Ожерелье для мамы» выносится в совместную деятельность педагога с детьми.
Воспитатель: - Спасибо, ребята, вы как настоящие ученые помогли разобраться в происхождении нашего украшения из ракушек.
Тема: «Предметы из глины».
Цель: познакомить воспитанников с гончарным ремеслом и изделиями из глины.
Задачи.
Образовательные:
• познакомить детей со свойствами глины;
• формировать представление у воспитанников о гончарном промысле.
Развивающие:
• расширять кругозор, развивать познавательную активность;
• расширять активный словарь детей, способствовать развитию диалогической речи.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
• рассматривание предметов посуды;
• разгадывание загадок о посуде.
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
• глиняный горшок;
• иллюстрации с изображением залежей глины, специальной техники, гончарной мастерской.
Раздаточный материал:
• сухая глина;
• стеки.
Оборудование :
• емкость для ее размачивания глины, вода;
• мольберт.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель в центре художественно-эстетического развития размешает глиняный горшок. Если дети не обращают на него внимания, то педагог сам показывает его.
Воспитатель: - Ребята, сегодня по почте я получила посылку, а в ней был этот предмет. Вы знаете, что это такое?
Ответы детей.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Воспитатель: - Давайте вместе попробуем разобраться что это такое и для чего оно необходимо. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен этот предмет?
Ответы детей.
Воспитатель: - Из чего он сделан?
Дети с воспитателем обследуют предмет: цвет, вес, ощупывают его поверхность. Дети выдвигают гипотезы.
Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в волшебный мир природы. Я вам расскажу о чудесном даре природы – глине. Первая остановка у нас будет на месте, где добывают глину. Глина с давних времён и по сей день сопровождает людей. Вы хотите узнать о ней?
Дети: - Да.
Воспитатель с детьми рассматривают картину с изображением природного массива.
Воспитатель: - Дети, смотрите это место, где добывают глину. В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. Люди давно научились добывать глину и делать из нее посуду.
Рассматривание иллюстрации.
Воспитатель: - Дети, а как вы думаете, что сейчас помогает человеку в добыче глины?
Дети: - Машины…
Воспитатель: - Правильно, специальные машины бульдозеры и экскаваторы приезжают туда, где была обнаружена глина, и начинают свою работу.
Рассматривание плаката с изображением машин в карьере.
Воспитатель: - Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какая же она - глина.
Воспитатель показывает детям кусок сухой глины.
Воспитатель: - Дети, какого она цвета?
Дети: - Рыжая, красная…
Воспитатель: - Правильно, дети, это красная глина, но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая. А сейчас мы с вами посетим выставку изделий, сделанных из глины.
Воспитатель показывает детям расставленные на столе изделия из глины: посуду, игрушки.
Воспитатель: - Дети, что вы видите?
Дети: - Кувшин, игрушки, чашку, куклу, крынку…
Воспитатель: - Да, правильно. Всё это сделано человеком из глины. Дети, но какого они цвета?
Дети: - Яркие, цветные (называют цвета).
Воспитатель: - Правильно, все эти изделия, после того как человек их слепил, обожгли в специальной печи, чтобы они были крепкими. А потом раскрасили яркими красками, чтобы они были красивыми. А сейчас наше путешествие продолжается, и мы с вами посетим мастерскую, где работают с глиной.
Рассматривание сухого куска глины.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: - Дети, посмотрите на этот кусок глины. Рассмотрите, потрогайте. Какая глина?
Дети: - Жёсткая, крошится, твёрдая…
Воспитатель: - Она липкая, мажется?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Я предлагаю вам провести эксперимент. Хотите? (Ответы детей) Мы намочим этот кусок глины водой и посмотрим, что с ней станет. Дети помогите мне залить её водой.
Дети заливают в специальной ёмкости кусок глины водой.
Воспитатель: - А пока наша глина мокнет, мы с вами поиграем.
Динамическая пауза (проводится 2 раза)
В понедельник я купался, (Изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (Умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыжки)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (Дети садятся на корточки,
Целый день я отдыхал. руки под щёку – засыпают)
4. Открытие нового знания.
Воспитатель: - Ребята, что же стало с нашей глиной? Как она поменяла свои свойства? Дети, что изменилось?
Дети: - Глина намокла.
Воспитатель: - Дети, вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?
Дети трогают глину руками.
Дети: - Мягкая, липкая, мажется…
Воспитатель: - Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения. Глина удивительное чудо природы. Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: - На этом наше путешествие заканчивается. Где мы с вами побывали?
Ответы детей.
Воспитатель: - А что вы узнали о глине?
Дети: - Она бывает разная: твёрдая, мягкая, липкая…
Воспитатель: - Что вам запомнилось больше всего? Пригодится ли это вам в жизни? Для чего?
Ответы детей.
6. Осмысление.
Воспитатель: - Глина, конечно же, очень необходима даже современному человеку. Дети в следующий раз мы с вами отправимся путешествовать в гончарную мастерскую, будем лепить из глины посуду, а потом подарим ее малышам.
Художественно-эстетическая деятельность с воспитанниками на тему: «Мисочка из глины» выносится в совместную деятельность воспитателя с детьми.