Папки-передвижки

«Орудия труда из камня». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта

Валентина Крячкова
«Орудия труда из камня». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта
▼ Скачать + Заказать документы

Конспекты непосредственно образовательной деятельности в раках реализации инновационного проекта. Тема проекта : "Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребёнка в условиях этнографической направленности дошкольного образования".

Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками 2 младшей группы.

Тема: «Орудия труда из камня»

Цель: познакомить воспитанников с орудиями первобытного человека из камня.

Задачи.

Образовательные:

Темочки:

• познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека;

расширить словарный запас введением новых слов: вождь, племя, шкура, мамонт и др. ;

• формировать у воспитанников представления о жизни первобытного человека;

• расширять кругозор детей, повышать их познавательную активность.

Развивающие:

• способствовать развитию пантомимических и мимических способностей воспитанников;

• развивать воображение, фантазию, память, мышление;

• развивать навыки диалогической речи, потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные:

• воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, взаимовыручки.

Предварительная работа:

беседы с детьми на тему: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и мир вокруг меня».

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал:

• иллюстрации по теме;

• макет пещеры, костра, шкуры – одежды.

Раздаточный материал:

• палки, веревки и наконечники «копий» по количеству детей.

Оборудование.

• мольберт;

• магниты.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на камень, заостренный с одной стороны.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой необычный камень я нашла! Что в нем необычного? Почему? Какие камни вы видели на прогулке?

Ответы детей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Воспитатель: - Дети, а вы бы хотели узнать, откуда появился этот камень?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам вместе узнать его судьбу. Хотите?

Ответы детей.

Воспитатель: - Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие – в давние времена, когда на Земле только появился человек.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением первобытного человека.

Воспитатель: - В давние – давние времена на нашей планете жили необычные люди. Вот какие они были (показ иллюстрации). Скажите, во что был одет первобытный человек?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, в те времена не было одежды. Человеку приходилось все делать своими руками. Как вы думаете, зачем ему шкура? А вам для чего одежда? Хотите примерить одежду пещерного человека?

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра – имитация «Пещерные люди»

Дети одевают шкуры-одежды. Усаживаются у импровизированного костра.

Воспитатель: - Вот мы и превратились в пещерных людей. Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был самый главный человек – вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Воспитатель: - Как вы думаете, где жили древние люди?

Ответы детей.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: - Вы правы. Они жили в пещерах. Было темно, сыро и холодно. Однажды, во время грозы, загорелась сухая трава. Первобытные люди научились хранить его в своем жилище в очаге. (Показ иллюстрации)

Воспитатель: - Очень тяжело жилось первобытным людям. Питались они кореньями, плодами. Вокруг было много врагов - хищных животных. Могли напасть дикие люди из другого племени. Чтобы выжить приходилось приспосабливаться.

(Звучат голоса леса.)

Воспитатель: - Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Что же делать?

Ответы детей.

Воспитатель: - Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов: из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. (Показ иллюстрации) Давайте - ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны?

Дети с воспитателем делают копья. Воспитатель предлагает детям помогать друг другу, работать в паре.

Воспитатель: - Дети, что-то стало холодать в первобытном лесу. Вы не замерзли? Я предлагаю вам погреться.

Динамическая пауза «Первобытные люди»

Подпрыгнуть 4 раза.

Присесть 4 раза.

Похлопать себя по бокам.

Воспитатель: - У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты. А как вы думаете, где еще можно использовать каменные орудия труда?

Предполагаемые ответы детей: - Для приготовления пищи, изготовления одежды, защиты и охоты.

Воспитатель: - Благодаря орудиям из камня древние люди защищались от врагов, добывали и готовили себе пищу, шили одежду.

(Рассматривание иллюстраций)

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «На что похоже?»

Дети должны назвать, какой современный предмет напоминает древнее орудие из камня.

Гимнастика для глаз «Ночь»

Дети смотрят по сторонам: налево, направо.

Закрывают глаза – наступила ночь.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам вернуться в наш теплый и уютный детский сад. Хотите?

Дети закрывают глаза. Открывают их.

6. Осмысление.

Воспитатель: - Ребята, вот наше путешествие закончилось. Что вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: - Что вызвало затруднения? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы хотели бы еще там побывать? Что вы расскажите своим родителям и друзьям?

Ответы детей.

Воспитатель: - Мы обязательно с вами еще отправимся в первобытный мир. Спасибо вам! Вы были очень дружными и отзывчивыми, поэтому мы смогли выжить в диком каменном веке.

Тема: «Бусинки из ожерелья».

Цель: познакомить воспитанников с украшениями наших предков.

Задачи.

Образовательные:

• закрепить представления воспитанников о жизни и быте первобытных людей;

• познакомить детей с тем, как украшали себя наши предки.

Развивающие:

• расширять кругозор детей, повышать их познавательную активность;

• развивать воображение, фантазию.

Воспитательные:

• воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в простых вещах.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций с изображением первобытных людей;

• беседы о их быте, обычаях.

Предшествующая работа:

беседа с детьми на тему: «Наши предки»;

• рассматривание иллюстраций с изображением первобытных людей.

Материалы к занятию.

Демонстративный материал:

• ожерелье из ракушек;

• иллюстрации.

Раздаточный материал:

• семена растений (фасоль, подсолнечник, рис, кукуруза, горох).

Оборудование :

• мольберт, магниты;

• шило, суровая нить.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в игровом центре размещает ожерелье из ракушек.

Воспитатель: - Ребята, вы помните наше путешествие в древние времена?

Ответы детей.

Воспитатель: - Кто из вас помнит, как тогда выглядели люди?

Ответы детей. Если они испытывают затруднение, воспитатель предлагает посмотреть иллюстрации с изображением первобытных людей.

Воспитатель: - Где жили древние люди?

Дети: - В пещерах, землянках, шалашах.

Воспитатель: - Чем они занимались?

Дети: - Мужчины охотились, а женщины собирали коренья и ягоды.

Воспитатель: - Ребята, как первобытные люди одевались?

Дети: - Женщины шили одежду из шкур диких животных.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Воспитатель: - Дети, кто из вас заметил необычный предмет в нашей группе?

Ответы детей. Если они не замечают ожерелье из ракушек, то воспитатель сам показывает его.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Ответы детей.

Воспитатель: - Это украшение могло украшать первобытную женщину. Знаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Хотите это узнать?

Я предлагаю вам узнать это вместе.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель показывает детям рассмотреть иллюстрацию раскопок.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что делают эти ученые? Почему вы так решили?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, ученые под землей нашли останки первобытных людей. И они были очень удивлены, обнаружив этот предмет.

Показ иллюстрации с изображением древнего ожерелья.

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего изготовлено это ожерелье первобытной женщины?

Ответы детей.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: - Древние люди делали украшения из камешков и ракушек. Они сохранились глубоко под землей и до сих пор удивляют нас. Первобытные люди также украшали себя с помощью рыбных костей и яичной скорлупы. Эти простые украшения очень напоминают ожерелья наших мам. Как вы считаете, похожи ли они? Чем?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, и у первобытных и у современных украшений есть отверстия, через которые они собраны на нить. Обратите внимание, как подобраны камешки в древнем ожерелье. По краям расположены самые маленькие камешки, затем они постепенно увеличиваются и в центре расположен самый крупный камень. Ребята, вам нравится это ожерелье?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как вы считаете, можно назвать это украшение произведением искусства? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Несмотря на то, что ожерелье очень простое, сделано оно из камней, но посмотрите, как старался древний мастер. Он очень хотел украсить первобытную женщину.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сделать ожерелье из камней. Хотите?

Динамическая пауза «Ожерелье»

Наклониться – поднять камешек.

Потянуться – нанизать камень на нитку.

Повторить несколько раз.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, из чего еще могли изготовить древние люди украшения?

Ответы детей.

Воспитатель: - Мне кажется, что были и украшения из семян растений. Но, к сожалению, они не сохранились, так как прошло много лет.

Рассматривание семян различных растений (фасоль, подсолнечник, рис, кукуруза, горох и др.)

Воспитатель: - Ребята, помните, мы с вами нашли в игровом центре ожерелье из ракушек? Как вы думаете, могло ли оно украшать первобытную женщину? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

6. Осмысление.

Воспитатель: - Дети, понравилось вам путешествие в древний мир красоты? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Что вы бы рассказали своим родителям и друзьям о древних украшениях?

Ответы детей.

Воспитатель: - Что вы узнали о первобытных мастерах? Какие они?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы хотели бы стать такими? Тогда я предлагаю вам сделать первобытные украшения для своих мам. Хотите?

Ответы детей.

Ручной труд по художественно-эстетическому развитию воспитанников по теме: «Ожерелье для мамы» выносится в совместную деятельность педагога с детьми.

Воспитатель: - Спасибо, ребята, вы как настоящие ученые помогли разобраться в происхождении нашего украшения из ракушек.

Тема: «Предметы из глины».

Цель: познакомить воспитанников с гончарным ремеслом и изделиями из глины.

Задачи.

Образовательные:

• познакомить детей со свойствами глины;

• формировать представление у воспитанников о гончарном промысле.

Развивающие:

• расширять кругозор, развивать познавательную активность;

• расширять активный словарь детей, способствовать развитию диалогической речи.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа:

• рассматривание предметов посуды;

• разгадывание загадок о посуде.

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал:

• глиняный горшок;

• иллюстрации с изображением залежей глины, специальной техники, гончарной мастерской.

Раздаточный материал:

• сухая глина;

• стеки.

Оборудование :

• емкость для ее размачивания глины, вода;

• мольберт.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в центре художественно-эстетического развития размешает глиняный горшок. Если дети не обращают на него внимания, то педагог сам показывает его.

Воспитатель: - Ребята, сегодня по почте я получила посылку, а в ней был этот предмет. Вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Воспитатель: - Давайте вместе попробуем разобраться что это такое и для чего оно необходимо. Хотите?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен этот предмет?

Ответы детей.

Воспитатель: - Из чего он сделан?

Дети с воспитателем обследуют предмет: цвет, вес, ощупывают его поверхность. Дети выдвигают гипотезы.

Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в волшебный мир природы. Я вам расскажу о чудесном даре природы – глине. Первая остановка у нас будет на месте, где добывают глину. Глина с давних времён и по сей день сопровождает людей. Вы хотите узнать о ней?

Дети: - Да.

Воспитатель с детьми рассматривают картину с изображением природного массива.

Воспитатель: - Дети, смотрите это место, где добывают глину. В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. Люди давно научились добывать глину и делать из нее посуду.

Рассматривание иллюстрации.

Воспитатель: - Дети, а как вы думаете, что сейчас помогает человеку в добыче глины?

Дети: - Машины…

Воспитатель: - Правильно, специальные машины бульдозеры и экскаваторы приезжают туда, где была обнаружена глина, и начинают свою работу.

Рассматривание плаката с изображением машин в карьере.

Воспитатель: - Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какая же она - глина.

Воспитатель показывает детям кусок сухой глины.

Воспитатель: - Дети, какого она цвета?

Дети: - Рыжая, красная…

Воспитатель: - Правильно, дети, это красная глина, но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая. А сейчас мы с вами посетим выставку изделий, сделанных из глины.

Воспитатель показывает детям расставленные на столе изделия из глины: посуду, игрушки.

Воспитатель: - Дети, что вы видите?

Дети: - Кувшин, игрушки, чашку, куклу, крынку…

Воспитатель: - Да, правильно. Всё это сделано человеком из глины. Дети, но какого они цвета?

Дети: - Яркие, цветные (называют цвета).

Воспитатель: - Правильно, все эти изделия, после того как человек их слепил, обожгли в специальной печи, чтобы они были крепкими. А потом раскрасили яркими красками, чтобы они были красивыми. А сейчас наше путешествие продолжается, и мы с вами посетим мастерскую, где работают с глиной.

Рассматривание сухого куска глины.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: - Дети, посмотрите на этот кусок глины. Рассмотрите, потрогайте. Какая глина?

Дети: - Жёсткая, крошится, твёрдая…

Воспитатель: - Она липкая, мажется?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Я предлагаю вам провести эксперимент. Хотите? (Ответы детей) Мы намочим этот кусок глины водой и посмотрим, что с ней станет. Дети помогите мне залить её водой.

Дети заливают в специальной ёмкости кусок глины водой.

Воспитатель: - А пока наша глина мокнет, мы с вами поиграем.

Динамическая пауза (проводится 2 раза)

В понедельник я купался, (Изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (Умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыжки)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (Дети садятся на корточки,

Целый день я отдыхал. руки под щёку – засыпают)

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: - Ребята, что же стало с нашей глиной? Как она поменяла свои свойства? Дети, что изменилось?

Дети: - Глина намокла.

Воспитатель: - Дети, вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?

Дети трогают глину руками.

Дети: - Мягкая, липкая, мажется…

Воспитатель: - Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения. Глина удивительное чудо природы. Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: - На этом наше путешествие заканчивается. Где мы с вами побывали?

Ответы детей.

Воспитатель: - А что вы узнали о глине?

Дети: - Она бывает разная: твёрдая, мягкая, липкая…

Воспитатель: - Что вам запомнилось больше всего? Пригодится ли это вам в жизни? Для чего?

Ответы детей.

6. Осмысление.

Воспитатель: - Глина, конечно же, очень необходима даже современному человеку. Дети в следующий раз мы с вами отправимся путешествовать в гончарную мастерскую, будем лепить из глины посуду, а потом подарим ее малышам.

Художественно-эстетическая деятельность с воспитанниками на тему: «Мисочка из глины» выносится в совместную деятельность воспитателя с детьми.

Публикации по теме:

«Экскурсия на выставку». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» К О Н С П Е К Т Непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста.

«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Возрастная группа: 3 – 4 года Тема: «Сказка за сказкой» Цель: обобщить знания детей по теме комплексно-тематического плана «В гостях у сказки».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Страна геометрических фигур» Цель: закрепить знания о геометрических фигурах. Задачи: Обучающая: - учить подбирать подходящие геометрические фигуры по форме, по цвету;.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках проекта «Победный май» Колесникова Инна ЦЕЛЬ: Формирование патриотических чувств у детей; Воспитывать любовь к Родине, интерес к её героическому прошлому; Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках проекта «Шёл по улице оркестр» Цель: Формировать представления детей о народной и эстрадной музыке, о музыкальных оркестрах: эстрадном и оркестре русских народных инструментов.

Лего-конструирование. Опыт работы в рамках инновационного проектаЛего-конструирование. Опыт работы в рамках инновационного проекта С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных.

Планирование реализации образовательной программы в нерегламентированной образовательной деятельности 1 слайд. Визитная карточка. Добрый день, я Федорова Нина Борисовна старший воспитатель МБДОУ №3 «Ромашка», имею высшее образование, первую.

Экологическое мероприятие в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души»Экологическое мероприятие в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души» Экологическое мероприятие проведено в рамках инновационного проекта "Природа - часть твоей души".Цель проекта:"Всестороннее развитие ребёнка.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках проекта «Космос»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках проекта «Космос» Проект разработан как зачётная работа по модулю «Образовательные технологии деятельного типа в рамках реализации Федерального государственного.

Конспект образовательной деятельности в рамках проекта «Подвиг солдат» (вторая младшая группа) Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида г. Галича Костромской области Проект: «Подвиг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Орудия труда из камня». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 12:34
+48Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Орудия труда из камня». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Крячкова (УИ 407671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД