Светлана Фенева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «В гости к самовару»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познание
Тема : «В гости к самовару»
Область интеграции: коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.
Цель: Приобщение детей к русским народным традициям через изучение самовара.
Задачи:
Дидактические: Познакомить детей с происхождением самовара, устройством самовара. Учить чтить и уважать традиции русского народа.
Развивающие: развивать речь детей, творческие способности детей
Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, народной культуре.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, Тема: „В гости к самовару“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Оборудование: самовары, картинки для игры «Что сначала, что потом», чайная посуда, шаблоны самоваров, заготовки украшений.
Словарная работа: сбитенник, реликвия, мастера-самоварники
Предварительная работа: заучивание пословиц о чае, беседа о чае.
Вос-ль:
Ребята, а вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаевничать? А из чего вам мама наливает чай? (Из чайника.) Расскажите, что есть у чайника? Дети: Носик, ручка, крышка.
Послушайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит
Дети отвечают. (Если отвечают неправильно подсказать)
А для чего нужен самовар? Почему самовар назвали самоваром?
А самовар похож на чайник? Чем похож? Чем отличаются чайник и самовар? Ответы детей.
Вос-ль: Сегодня мы с вами отправимся в гости к самовару. На Руси - самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в каждом доме. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «Печка-матушка, да самовар-батюшка».
Приобретение самовара считалось большим событием в жизни семьи. Порой он был ценной единственной вещью в доме. Относились к самовару бережно, хранили как домашнюю реликвию, начищали кирпичом и уксусом, чтобы блестел.
На Руси было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.
Украшали самовары богатыми узорами, приделывали им крантики, ручки, шапочки резные. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Где есть чай, там и под елью рай».
Вос-ль: сначала самовары были дровяные. (Показ самовара). А как выдумаете, как пользоваться таким самоваром? (предположения детей). Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай. А таким самоваром в квартире можно пользоваться? Почему? (ответы детей)
Затем придумали керосиновые самовары, а когда появилось электричество, то придумали электрические самовары.
А вы знаете, что было до появления самовара? (предположения детей)
Задолго до появления самовара на Руси жил его прадедушка – сбитенник. Он напоминал обыкновенный чайник, только с поддувалом. Внутрь чайника впаивали трубу, куда всыпались раскаленные угли. В нем готовили сбитень. Это напиток с добавлением меда и разных специй.
А теперь мне хочется узнать, как вы запомнили то, о чем я вам рассказала. Игра «Что сначала, что потом»
Дети раскладывают картинки с изображением сбитенника, самовара, электросамовара, электрочайника.
Вос-ль: У нас в стране, так полюбили самовар, что поставили памятники самовару в разных городах России.
В-ль: А вы пили чай из самовара? А хотите? Для этого нам надо накрыть стол. У меня приготовлена различная посуда. Накройте стол.
Игра «Накроем на стол»
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, как нужно заваривать чай. Заваривание чая.
Вос-ль: Но прежде чем попить чай, нужно потрудиться. Ребята, к нам прислали из Тулы эскизы самоваров и попросили придумать украшения для них.
Игра «Самоварная мастерская».
Дети украшают самовары декоративными цветами, выставка самоваров.
Пока вы работали, чай заварился. И вам предлагаю попить чаю. Чаепитие.